Фараон — современное титульное наименование царей Древнего Египта. По-видимому, никогда не было официальным титулом, а возникло как эвфемизм, позволяющий обойтись без упоминания царского имени и официальных царских титулов, в эпоху Нового царства и особенно распространилось к середине I тыс. До н.э. греческое слово «греч. Φαραώ» заимствовано из Библии (ивр. פ ר ע ה , [пар‘о ]); оригинальное египетское «per-oh» буквально означает «великий дом», то есть царский дворец. Обычным же наименованием египетских царей было выражение «принадлежащий Тростнику и Пчеле» ( «несу-бити»), то есть соответственно Верхнему и Нижнему Египту, либо просто «повелитель обеих земель» ( «небтауи»). Содержание [убрать] 1 История 2 Имена 3 Атрибуты 4 См. Также 5 Ссылки 6 ПримечанияИстория[править | править исходный текст]Деспотические монархии в Египте зародились во второй половине IV тыс. До н.э. после объединения Верхнего Египта и захвата царями Нармером и Миной (Менесом) дельты Нила (XXXI в. До н.э.) агрессивный военный характер этих монархий стал меняться. Одновременно с развитием бюрократического аппарата и переводом хозяйства в прямое подчинение монарху шла сакрализация его власти. Царь стал рассматриваться как гарант благосклонностибогов к стране. Начиная с IV династии, он ассоциируется не с богом Хором, а с солнечным богом Ра, сыном которого и считается. Тогда же одна за другой были построены Великие пирамиды, олицетворявшие исключительную мощь и величие правителей того времени. С упадком Древнего царства, климатическим кризисом XXIII—XXII вв. До н.э.[1] и вступлением Египта в I Переходный период могущество и авторитет египетских царей ослабли, возросло влияние и богатство знати и государственных чиновников. Эпоха Среднего царства так полностью и не вернула египетским царям потерянного. После распада Среднего царства и завоевания Египта большей частью страны стала править гиксосская династия, обладавшая полноценным сакральным статусом. После изгнания гиксосов в начале Нового царства Египет оказался в новом политическим положении: он больше не доминировал в регионе, где у него появились такие могущественные соперники, как царство Митанни и позже Хатти (Хеттское царство). В результате авторитет фараонов стал основываться в значительной степени на их военных успехах. Тем, кто их не имел (как женщина Хатшепсут и царь-миротворец Аменхотеп III), приходилось усиленно убеждать подданных в своем божественном происхождении. Несмотря на это, морально-идеологическая зависимость общества от царя уже не шла ни в какое сравнение с Древним царством. К концу II тыс. До н.э. децентрализация египетского общества, рост влияния храмов и номархов закончились распадом Нового царства. С этого времени фараоны не имели существенного влияния в регионе. Лишь некоторым из них (например, Псамметиху I) удавалось объединить Египет и вмешиваться в дела соседних стран. Население и отдельные хозяйства становились все более независимы от царя, а его сакральная роль посредника между народом и богами практически исчезла. В 525—485 гг. До н.э. фараонами Египта официально считались персидские цари Ахемениды, в 332—323 гг. До н.э. — Александр Македонский, а после смерти последнего — Птолемеи, потомки его диадоха Птолемея Лага. Имена