В конце «лихих 90-х» авторы «Граждановедения» вели трудные переговоры с руководством одного из крупных издательств, выпускавшим учебную литературу. И посетовали на облегченное обращение его редакторов и менеджеров с этим термином. Гендиректор, абсолютно уверенный в том, что это слово существовало всегда, как например и «обществоведение», искренне изумился: «Вы так говорите, как будто Вы лично придумали и приватизировали это слово». Все так и было: придумал термин один человек. Но «приватизировать» его не удалось ни ему, ни целому авторскому коллективу. Да и мысли такой не возникало в самом начале эпохи всеобщей приватизации. Об авторских правах даже никто тогда и не думал. Хотелось другого – чтобы курс с названием «Граждановедение» быстрее обрел права гражданства, был признан. Впрочем, и в те времена казалось, что изобретение нового термина позволяет считать курс авторским. Это оградило бы его создателей от всякого рода рекомендаций и позволило бы видеть курс таким, каким его видят сами авторы. И логика здесь железная: если кому-то что-то не нравится, беритесь и делайте свой авторский курс. Не тут-то было: недаром эти 90-е были названы лихими… Уже через пару лет авторам курса начали указывать, каким должно быть российское граждановедение. Ладно бы говорили о том, каким должно быть гражданское образование или гражданское воспитание! Так нет же… Термин приживался нелегко: во-первых, само слово звучало довольно коряво. Во-вторых, на рынке инноваций появилось немало различных «ведений» – «родиноведение» , «человековедение» , «регионоведение» , «религиоведение» и другие. Однако, до того, как «Граждановедение» по-настоящему стали замечать, авторам с 1989 г. (начало апробации курса) пришлось еще лет пять покрутиться: напечатать пару миллионов экземпляров пособий более десятка наименований (для 5 – 9 классов), провести сотни (нисколько не преувеличено) семинаров в регионах от Калининграда до Владивостока, сделать многочисленные коррекции текстов, повращаться в Министерстве образования. И только когда курс оказался более чем востребованным массовой школьной практикой, то есть приобрел невиданную рыночную ценность, тогда на него, и на сам термин, обратили внимание некоторые издатели и… пираты. А потом проснулись и те, кому курс «Граждановедение» реально мешал на рынке идей и учебной литературы. Казалось бы, что проще: сделай лучше и вытесни с рынка. Правда, одно издательство поступило честно: «Дрофа» приобрела у Центра «Гражданин» права на совместное издание пособий для учащихся и учителей. С 1997 года эта кооперация продолжалась 7 лет. Кто-то нашел другой выход – совершенно правомерно обратились к А. Ф. Никитину, который также был в числе разработчиков первой концепции и программы курса. Сейчас к термину привыкли.… Сразу после взрыва эстремистских настроений 12 декабря на Манежной площади в Москве (2010 г.) член Общественной палаты РФ красавица Тина Конделаки во время ток-шоу на ведущем телеканале почему-то несколько раз вспомнила «Граждановедение». И сделала это именно тогда, когда везде зазвучали тревожные вариации на тему «что же делать? » .