Что то в этом роде: Для Мцыри потерянный и вновь обретенный рай родины дороже рая монастырских молитв. Человек пытается вернуться в первозданное, безгрешное состояние, обрести утраченную отчизну. В лирике Лермонтова — это “небо и звезды”, в поэме — живущий в воображении и памяти Мцыри идеал родной земли. Попытка обречена на провал: природа, время, внутренние противоречия ставят человеку препоны. Его цветущая плоть обращается в прах (дочь боярина Орши), могучий дух заточен в слабое тело (Мцыри), время стирает все следы борьбы (прологи к поэмам). И все же Мцыри не отрекается от своих исканий, не смиряется с жестоким роком. Он хочет найти идеал на земле, а не в заоблачном краю, как это было у героев ранней лирики Лермонтова. Мцыри заплатил жестокую цену за свое стремление к совершенному, но не отказался от дерзаний. Перед смертью он желает услышать “родной звук”, увидеть вершины Кавказа. Его воображение, его дух не убаюкивает “золотая рыбка”, не усыпляет “сладостный бред”, сулящий “привольное житье и холод и покой”. Он блуждал, спотыкался и так и не достиг цели. Вместо победы над судьбой он одержал победу над барсом. Но Мцыри не сожалеет о своих поисках, не проклинает, а благословляет свободу. В его образе, как и в образе Печорина, Лермонтов утверждает “вечное искание”, порыв к свободе, право на “беспокойное движение” духа. Пролог и финал поэмы — космичны, в них участь Мцыри соотносится с вечностью. Монастырь, заведенный порядок, монахи — все это давно кануло в небытие. Однако всепоглощающее время не может заставить нас сбросить со счета человека. “Все тревоги и страдания частной судьбы остаются неразрешенными, ее порыв к свободе неудовлетворенным, и исчезновение человека — бесследное исчезновение! — с лица земли отзывается в нашем сознании <… > болезненным диссонансом” , — писал литературовед Ю. Манн. Или так: Мцыри умирает непокоренным. Автор не завершает поэму сценой физической смерти героя, а дает возможность звучать в сознании читателя словам живого, не сломленного никакими страданиями героя. У каждого читателя свой ответ на поставленный вопрос, у каждого свое мнение. Надо достойно прожить, чтобы можно было без стыда ответить: «Ты хочешь знать, что делал яНа воле? Жил… »