Проблема орнамента эпохи модернОрнамент стоит первом месте по способности проникновения в разные видыискусства и по возможности обретать новый смысл, ранее с орнаментом неассоциировавшийся. Понятие орнамента не получило еще своего окончательногоопределения, несмотря на то, что орнаменту посвящена довольно обширнаялитература. Пись и графика оказываются вэтом процессе воспринимающей стороной, а орнамент – дающей. Начинается восприятие орнамента живописью с того, что орнамент входит вживописное произведение мотивированно, как предмет изображения. Примеры этогоможно найти в немецкой, австрийской, французской живописи. Например, картинаП. Боннара «Пестрая блуза» (1892), где само название картины говорит за себя (модель одета в блузу, орнаментализированную красными, желтыми и белымиквадратиками и прямоугольниками), многочисленные интерьеры с фигурами Э. Вюйара, в которых художник часто изображает обои и декоративные ткани, илитем более такие картины Г. Климта, как «Поцелуй» , «Саломея», или любойпортрет 900-х годов, где одежды и фон превращены в декоративные плоскости. Правда, многие из перечисленных произведений отражают уже следующую, болеевысокую стадию орнаментализации живописи, ибо не только содержат орнамент вкачестве предмета изображения, но и пользуются орнаментализацией какпринципом построения живописного произведения. Разумеентяс, почти никогда мы не можем полностью отождествить живописноепроизведение с орнаментом, ибо живописная композиция не дает полнойсимметрии, не пользуется приемом точного повторения определенного раппорта. Речь идет не о сведении живописи к орнаменту, а о частичном использовании вживописи тех принципов, которые типичны для построения орнамента, оплоскостности, выявлении ритма и повторении определенных пластическихэлементов, преобладающей роли рисунка, ложащегося на поверхность, обуподоблении каких-либо предметов, изображенных в картине, орнаментальнымэлементам. Примеров такого использования живописью и графикой приемоворнаментализации очень много, можно даже сказать, что без них не обходитсяпочти ни одно произведение живописи и графики модерна. В картине М. Дени «Музы» (1893) орнамент выступает и как предмет и как метододновременно. Платья двух женщин, сидящих на первом плане, покрытыорнаментальным узором. Этот узор затем повторяется и в изображении листьев надеревьях, и на земле. Фигуры женщин на втором плане, расположенных парами впромежутках между стволами деревьев, тоже воспринимаются как элементыорнамента.