Храмы Индии: общие сведения. Эта земля покрыта храмами – миниатюрными и монументальными, простыми ибогато украшенными, разбросанными внутри границ, которые сейчассоставляют государство Индию. Они простираются от Хараппы на Западе доБансберии на востоке, а с севера на юг – от Пандретана в Кашмире дохрама Каньякумари в Тамилнаду. Жилище индуистского бога – это воплощениеиндийской архитектуры, своеобразный образ, о котором так многонаписано, и который, как это ни парадоксально, не имеет законченнойчеткости. Называемый по-разному – vimana (пропорциональный) , prasada (местоБога) , devalaya (жилище Бога) , devagram (деревня Бога) , sthana илиsthanam (священное место) – индуистский храм обычно выражает всевышеупомянутое. Он место совершения церемоний и обрядов; образецвысокого искусства; панорама мифов и легенд для просвещения верующих иих развлечения; рассказ о событиях современной жизни и ценностях; изображение естественных сил (таких как планеты и звезды, смена временгода и символические образы животных); способ духовного подъемаверующих; символическое представление о добре и зле, рождении и смерти, омирском и божественном, смертном и бессмертном. Он является социальным икультурным центром и наглядной демонстрацией политической иэкономической власти в городе и стране. Храм был экономическим центром, вокруг которого возникали новыегорода. Его сооружение и использование обеспечивало людей работой исмежными профессиями, в то время как боги благословляли и защищали их. Вответ люди чтили их изображения с соответствующим благоговением, заботой и преданностью. Священная роль храмов в объединении людей сбогом делала их мощными и богатыми, позволяя играть большую роль во всехдеревенских и городских церемониях: судебных, духовных илиобразовательных. Храмы играли также и роль филантропов. Люди иногда там бесплатнопитались, странники находили крышу над головой в храмовых дхарамшалах (dharamshala-s, специально построенных помещениях для странников вкомплексе храма); часто имелись и школы при храмах. Нищие досегодняшнего дня продолжают кое-как перебиваться милостыней во двораххрамов. Хотя традиция обучения в стенах священных храмов сейчас едвасуществует, она широко практикуется индийскими исламистами: почти всегдапри мечети существует медресе (madarsa) – начальная школа для маленькихдетей. В своей основе храм был воплощением мира и чистоты, убежищем отмирового хаоса, где бог встречал человека, и где человек мог избавитьсяот неразберихи своего земного существования и вернуться к безопасности исвятости чрева.