Геополитическое положение России изменилось в начале 90-х годов, после распада ССР, который обладал мощным экономическим потенциалом, единым экономическим организмом, своим территориальным разделением труда и большим размахом дальних связей, разрыв которых оказался болезненным для всех. В новых условиях перехода к новым экономическим отношениям в значительной степени изменился характер межотраслевых и межрайонных связей, в том числе и между субъектами РФ. ССР существовал в биополярном мире (США — НАТО, ССР — организация Варшавского договора), но распад ССР изменил геополитическое положение России. Мир постепенно стал многополярным. Россия в своей геополитике должна ориентироваться ни на одну группировку стран. Сегодня для нас важны экономические связи не только со странами СНГ, но и со всеми странами, на чьих рынках можно выгодно продать продукцию и закупить нужные для нашей страны товары. Россия вынуждена ориентироваться на те страны, которые позволяют получить наибольший эффект от внешнеэкономических связей. Разные приоритеты были связаны с политическими симпатиями, потенциальными союзниками поставок военной техники и лишь отчасти с экономической выгодой. Изменилось геополитическое положение и приоритеты во внешнеэкономической торговле России, среди которых прочное место заняли следующие страны: 1. Страны Западной и Южной Европы, то есть, ЕС. Лидер нового геополитического полюса — Германия, с которой установились прочные связи. Доля ЕС во внешней торговле России — 50%.2. Страны Восточной Европы, с которой Россия должна обновить и улучшить связи. Их доля во внешней торговле России упала до 20%.3. Страны АТР (Япония, Китай, ЮЗА, Индия).4. Особая роль отведена укреплению и развитию многосторонних связей России с США (взаимодействие в сферах: космос, научно-технические связи, разоружение, развитие экономических связей). В геополитическом положении России в 90-е годы ХХ в. Произошли следующие изменения: по периметру России образовались новые суверенные государства, в том числе непосредственно на границе пять государств-членов СНГ и три государства Балтии; по отношению к России возникло ближнее и дальнее зарубежье; образовались частично «прозрачные» границы с ближним зарубежьем, к 18 субъектам Федерации, бывшим пограничными в рамках ССР, прибавилось еще 25; было ликвидировано военное присутствие России в ряде стран Европы; блок НАТО расширился на восток, к границам России; образовался анклав — Калининградская область. Велика протяженность сухопутных границ России, причем геополитическое положение России относительно стран-соседей также стало иным, чем то, которое она имела, будучи в составе ССР. После распада ССР у России формально не изменилось число соседей. Их четырнадцать (и еще с двумя соседними государствами РФ имеет только морские границы — с Японией и США). Реальные границы с пограничными заставами и таможнями растягиваются на 1605 км (990 км со странами Балтии, 615 км с Азербайджаном и Грузией). Граница со странами Балтии демаркирована. Не изменилась граница с Норвегией, Финляндией, Монголией и КНДР (17 км). Резко сократилась граница с Польшей (которая теперь граничит только с Калининградской областью) и более чем на половину с Китаем. Часть границ, закрепленных международными соглашениями, охраняются пограничными войсками, действующими заставами, таможнями (с Норвегией, Финляндией). Границы с государствами СНГ достаточно условны. Они изменялись произвольно и не закреплены соответствующими договорами. По договоренности со странами СНГ Россия обеспечивает своими пограничными войсками многие участки границ бывшего ССР.