Специфика проявления экономического фактора районообразования в Азиатской части России проявилась в преобладании сырьевого типа отралевой структуры и очагового типа территориальной организации хозяйства. Экономика северной части АЧР специализирована на добывающих отраслях, формирующих более 75%, стоимости внутреннего районного продукта (ВРП). В связи с суровыми природно-климатическими условиями, преобладающей формой территориальной организации хозяйства является очаговая. Территориальные хозяйственные узлы, как правило, размещены на значительном расстоянии друг от друга, что ограничивает или практически исключает их взаимодействие. Их разъединенность дополняется отсутствием наземных коммуникаций. Линейные элементы представлены Северным Морским путем и крупными судоходными реками. Лишь в пределах бассейна Оби формы территориальной организации хозяйства эволюционировали от очаговых до линейно-узловых структур (Романов, 2009). Это обусловлено развитием здесь крупнейшего нефтегазового ТПК. На его базе в районе сложилось структурное ядро Сургут – Нижневартовск. Сеть линейных элементов достаточно разветвлена и представлена такими активно функционирующими составляющими, как железная дорога Уренгой – Сургут — Тюмень с выходом на Транссиб. Южная часть выглядит в этом отношении, в сравнении с Северной, более мозаично. Вместе с тем, для Горного Юга характерны очаговый тип освоения, слабое развитие функциональных элементов целевого назначения. Здесь сохранились традиционные формы освоения в виде этнического природопользования коренных народов, которое составляет основу его экономики (Задорожный, Михеев, 1995). В Забайкалье также преобладает развитая форма территориальной организации хозяйства, каркасом которой являются промышленные линейнузловые системы (Романов, 2009). Для него характерно наличие ядер в виде Читы и Улан-Удэ, ряда узлов, расположенных вдоль структурных осей, и обширного пространства, лишенного функциональных элементов. Организация хозяйства районов на Дальнем Востоке в основном обусловлена сменой климатических условий вмещающей территории в меридиональном направлении и приморским положением ИГР. В его Северной части преобладают очаговые формы территориальной организации хозяйства. Ядерный каркас сформирован разобщенными узлами (Магадан, Охотск, Петропавловск-Камчатский). Линейные элементы представлены лишь трассой Северного Морского пути. Большую часть района занимает дезэлементная периферия (Шведов, 2004). Юг Дальнего Востока располагает каркасной конструкцией, в которой имеются четко выраженные ядра (Хабаровск и Владивосток) и узлы (Благовещенск, Биробиджан, Комсомольск-на-Амуре, Николаевск-нАмуре). Все элементы тесно связаны с основными линейными осями района (Транссиб, БАМ) и морским побережьем. Размеры периферии небольшие.т. о, совокупное воздействие районообразующих факторов способствовало формированию неоднородности внутренней структурной организации образовывавшихся историко-географических районов Азиатской части России. В четвертой главе «Внутренняя специфика освоения Азиатской части России как основа формирования историко-географических районов» изложен ретроспективный анализ формирования территории Азиатской части России и ее хозяйственного освоения. Обозначены предпосылки становления сложившихся в ее пределах историкгеографических районов, формирования их особенностей. Хронологически проявление районообразующих факторов в АЧР можно сгруппировать в четыре периода. Каждый из них характеризовался собственными целями, темпами и императивами освоения.