Распад ССР и процессы, происходящие в российском обществе, поставили множество острейших практических и теоретических вопросов. Среди таких актуальных вопросов, бесспорно, находятся проблемы национальной политики. Постсоветская ситуация позволяет более широко и реалистично осмысливать политику межнациональных отношений, проводившуюся в КПСС во времена советской власти: сотрудничество и помощь друг другу; совместная борьба и победа над фашизмом; становление и развитие национальных культур целого ряда народов. С распадом Союза у России в области национальных отношений остается еще много болевых, потенциально опасных зон: стремление к созданию этнических государств; политические амбиции национальных элит; этноэгоизм, порождающий массовый отъезд русскоязычного населения из ряда регионов; территориальные претензии; отсутствие ясных приемлемых формул взаимодействия центра и регионов. В советском обществознании не было недостатка во внимании к национальной проблематике. Определенная заданность исследований требовала раскрывать многосложную сферу межнациональных отношений с позиции прежде всего их классовой детерминации, бесконфликтности в условиях социализма, сближения народов и в перспективе их слияния. В свете сказанного, представляется, что выбранная тема для исследования, является научно значимой и актуальной. Разработанность проблематики межнациональных конфликтов находится в российском обществознании пока еще в первоначальной стадии. Многие вопросы носят постановочный, общий характер и требуют дальнейших исследований. Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем: раскрыто содержательное разнообразие и кумулятивный характер межнациональных конфликтов в современном российском обществе, что обусловлено их длительной консервацией, а затем резким «выбросом» и переплетением с конфликтами, порожденными реформированием общества; предложена (осуществлена) достаточно полная для современных условий типология причин межнациональных конфликтов; показана противоречивая (интегративная и дезинтегративная) роль политических факторов (властные органы, партии, политические элиты, лидеры) в развитии этнополитического конфликта; выявлены этапы в развитии межнационального конфликта в современных условиях российского общества; исходя из тенденций развития социальных и политических процессов предпринят прогноз и предложены пути решения (регулирования) межнациональных конфликтов. Общественные процессы в условиях структурных преобразований и социальных реформ обретают во многих случаях национальную окраску, а нередко сопровождаются межнациональными конфликтами. Конфликты можно классифицировать по многим основаниям и критериям: — субъект конфликта; — широта охвата; — взаимодействие на общество. Межнациональный конфликт – сложное социологическое явление и имеет свои особенности. Стороны конфликта имеют сложную структуру. Нация или этническая группа не всегда выступает совокупным субъектом. Им может выступить отдельная личность, определенная организация или движение, которые берут на себя представительство нации или этнической группы. Люди не только не осуществляют свои национальные интересы, а теряют многое из того, что было, вплоть до прав человека и гражданина. Межнациональный конфликт имеет свои этапы, стадии механизмы развития и решения. Наибольшую опасность для общества представляют вооруженные конфликты. Межнациональные конфликты в Российской Федерации и в странах СНГ имеют конкретно-исторические объективные и субъективные причины. В многонациональном обществе конфликты неизбежны. Опасность не в них самих, а в способах их разрешения. Каждый межнациональный конфликт имеет свои временные рамки. В современном мире страны и народы так взаимосвязаны, что даже незначительные конфликты в одной стране могут служить зажигательной смесью для всего мирового сообщества, тем более в тех странах, как Российская Федерация, которые располагают ядерным оружием.