УРОК № 23ТЕМА: «Складывание централизованного государства» Тип урока: Урок-презентациянового материала с элементами ролевой игры. Цель: *Уяснить, что процесс объединения сопровождался созданием централизованнойсистемы управления, узнать о появлении и задачах Боярской думы, Дворца, церковного собора, казны, складывании местного управления, о началезакрепощения крестьян – введении Юрьева дня.*Способствовать формированию умения извлекать исторические знания из различныхинформационных средств: исторического документа, карты, схемы, репродукцийхудожественных картин.*Развивать историческое рефлексивное мышление через оценку информации, высказывание собственной точки зрения на события, поступки историческихдеятелей с опорой на субъективный опыт.*Способствовать воспитанию активных качеств личности, способности братьответственность на себя, развитию коммуникативных умений ( «давать совет») I. Подведение учащихся к формулировке темы урока исовместному определению его задач: «Вспомните, на прошлом уроке мы узнали о завершении образования единого потерритории государства. Но другой стороной этого процесса явилось формированиесистемы управления страной из одного центра. Вы уже догадались, что тема урока: «Складывание централизованного государства». Чтобы нам определить задачи урока, вспомните признаки государства. (Учащиеся называют: единая территория, аппаратуправления, законы, налоги, войско) «Было ли это в России в 15 веке при Иване III? » (учитель обращает внимание детей на карту «Россия во второй половинеXV-началеXVIвека» , (СЛАЙД №1), делают вывод о складывании территории иобъединении значительного количества земель) Как управлять такой большойтерриторией, как удержать Ивану III власть, что нужно изменить для этого вгосударстве? » II. Изучение нового материала: СЛАЙД №2 1. Возвышение великокняжеской власти. (СЛАЙД №3)*Как в 15 веке стали называть великого князя? (Великий князь государь всеяРуси)*Чем его власть отличается от власти прежних князей? (Распространялась на всюстрану, не «первый среди равных», а выше их)*Вспомните, как Иван III пытался подчеркнуть свое особое положение? (женитьбана Софье Палеолог)*В чем вы видите политический смысл женитьбы на Софье Палеолог? *Какой герб появился в государстве? Почему у орла две головы? *Какие символы верховной власти появились? Окружил себя пышным двором Не только пышной жизни ради, Но чтоб в Европе короли, Чтоб Мухаммед, султан в Царьграде, И папа римский знать могли, Что Русь, доступная когда-то Вторженьям варваров-врагов,