Во времена позднего Средневековья одежда шилась из ткани какрастительного, так и животного происхождения. Из первого типа известныбыли пенька, рами, особенно распространен был лен, шедший для пошива нижнего белья. В XIII веке во Франции появился хлопок, завезенный купцами с Востока. Хлопчатая ткань использовалась для пошиваодежды, белья, из нее же изготовлялись подкладки, используемые внекоторых типах костюма. Шелк изначально привозился купцами с Ближнего Востока и Западного Средиземноморья, но уже в XV веке его производство началось в Лионе, причем пищей для гусениц шелкопряда служил местный тутовник. Однако, важнейшим сырьем для ткани в течение всего Средневековьяоставалась шерсть; французская поговорка того времени утверждала что «под овечьими ногами песок превращается в золото». Добротную, теплую и прочную шерсть давала гасконская и иберийскаяпорода овец известная под именем «чурро», однако, наилучшей считаласьанглийская продукция. Шетландские и костуордские породы славилисьдлинным, крепким волосом, изделия из подобной шерсти долго неизнашивались, и пользовались заслуженной славой. Североафриканскиемериносы появились в XIV столетии, и распространение получилипервоначально в Испании. Средневековье любило яркие цвета. Религиозные мыслители, как, кпримеру, святой Бернард, отвергавшие яркие краски на основании их «соблазнительности», подменяющей стремление к небесному суетнымиудовольствиями бренного мира — оставались в безнадежном меньшинстве. Желание ярко и броско одеваться было неистребимо у всех классовобщества, и сдерживалось исключительно соображениями денежного планаМолотьба. Миниатюра «Август» из французского требника XV векаВо времена раннего Средневековья известные в текстильном деле красители, как растительного, так и животного происхождения, не отличалисьстойкостью, и достаточно быстро линяли после стирки или выгорали насолнце, так что яркие цвета были в основном уделом богачей, которыемогли себе позволить часто менять платье, в то время как подавляющаячасть населения поневоле вынужденно предпочитала бурые, серые иликоричневато-бежевые оттенки. В эти времена вкусы населения былидостаточно консервативны; цветовая палитра строилась на основе из трехцветов, вошедших в употребление еще в античную эпоху — белого, красного, черного, в то время как остальные считались второстепенными игруппировались вокруг каждого из них «по максимальному сходству» . Средневековье с его мистическими наклонностями и умением видетьсимволику в малейших деталях, не преминуло разработать целую шкалуцветовой оценки, причем каждому из цветов придавалось определенноезначение.