КУЛЬТУРА ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЙ РУСИКультурное развитие Междуречья далеко продвинулось вперед при Всеволоде III «Большое Гнездо» . Князь Всеволод всячески поощрял летописание, так как видел в этом средство укрепления великокняжеской власти во Владимире. В 1185 году владимирские летописцы работают над местными записями, объединяя их в единый летописный свод. Через семь лет первая редакция летописного свода подвергается переработке с целью возвеличить город Владимир и его князей. В этом летописном своде князь Всеволод впервые именуется «великим» . Крупным архитектурным памятником времени Всеволода III является Дмитриевский собор. Строительство Дмитриевского собора происходило с 1193 по 1197 г. В это время русское зодчество находилось под сильным влиянием романской архитектуры. Византийский стиль в сочетании с романским зодчеством придали Дмитриевскому собору особенно величественный вид. Внешние стороны стен собора украшались изображениями святых, мифологических зверей, деревьев, цветов и т.д. стены внутри собора были расписаны талантливыми мастерами, создавшими замечательные фрески, принадлежащие к лучшим образцам византийской живописи эпохи Комненов. Дмитриевский собор является выдающимся архитектурным памятником Владимиро-Суздальского княжества и занимает в истории русского зодчества XII века одно из первых мест. К началу XIII века строительство и украшение церквей достигло такого уровня и совершенства, что позволяет говорить о своеобразном суздальском искусстве. Среди белокаменных церковных сооружений имеются несомненно высокохудожественные сооружения, такие, как Успенский собор во Владимире, церкви в Ростове, Суздале и Ярославле. «Русское искусство, — писал Н. П. Кондаков, — есть оригинальный художественный тип, крупное историческое явление, сложившееся работою великорусского племени при содействии целого ряда иноплеменных и восточных народностей» . Своеобразный художественный стиль ростово-суздальского зодчества явился результатом творческого освоения лучших образцов византийского и восточного искусства. Памятники русского зодчества в Центральном междуречье опровергают нелепые рассуждения некоторых историков о том, что Ростово-Суздальский край стоял в стороне от цивилизации и культуры. Великий волжский путь, установившийся еще в VIII веке, явился тем каналом, по которому, наряду с западными и восточными товарами, шли образцы мирового зодчества и литературного творчества. Общественные и культурные нововведения князя Всеволода «Большое Гнездо», а также и его предшественника Андрея Боголюбского, имели огромное прогрессивное значение. Эти княжеские мероприятия являлись своеобразной попыткой преодолеть относительную отсталость Руси в сравнении ее с более развитыми для того времени народами Западной Европы. Всеволод III продолжал традицию выдающихся киевских князей, и прежде всего Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, которые много сделали для перенесения византийской культуры к восточным славянам. Эпоха упадка Киевской Руси и роста политического могущества владимирских великих князей ярко отражена в блестящем литературном произведении XII столетия — «Слово о полку Игореве» . Это произведение неизвестного автора связано с конкретными историческими событиями — походом новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев в 1185 г. Автор «Слова о полку Игореве», представитель княжеской дружины, дает правильную картину междукняжеских отношений в конце XII в.