56

Раскройте значение железнодорожного строительства в деле модернизации…

02 января 2023

Раскройте значение железнодорожного строительства в деле модернизации российской экономики во второй половине 19 века

категория: история

43

Начало широкого железнодорожного строительства в России было положено указом от 26 января 1857 года. В указе намечался план строительства железных дорог, которые бы связали столицу империи с центральными районами страны, с Поволжьем, с балтийскими и малороссийскими портами, с западной сухопутной границей. Вопрос о сооружении железнодорожной магистрали на Северном Кавказе в этот период не ставился. И это понятно, ведь здесь шла война. Во второй половине XIX века транспортная сеть в самой России находилась в процессе модернизации. Вторая половина XIX века была периодом напряженного железнодорожного строительства. По темпу развития железнодорожной сети Россия стояла на одном уровне с Соединенными Штатами Северной Америки. В Европейской России развитие шло медленнее (хотя несколько быстрее, чем во всей Европе), а в Азиатской России – гораздо быстрее.н.в. муравьев – министр юстиции — ратовал за освоение дальних пределов Российской империи и за активное участие заключенных в строительстве железных дорог. Интересно, что Амурскую железную дорогу (начало современной Байкало-Амурской магистрали) начали строить каторжники, но строительству помешала Первая мировая война. На строительстве Амурской железной дороги с мая 1910 по январь 1916 г. Были заняты 2500-3000 заключенных[3]. В целом железнодорожное строительство в Российской империи во второй половине XIX столетия шло очень успешно. В 1919 году У. Черчилль объяснял сложность западной интервенции в России широким развитием здесь железнодорожной сети, которая была построена еще в царское время: «Древняя столица находилась в центре сети железнодорожных линий, расходившихся из Москвы во все стороны. В центре сидел паук. Тщетной была надежда уничтожить его, двигая против него ряды опутанных паутиной мух! » . Иностранцы, путешествуя по России, не уставали восхищаться удобством русских поездов, ничем не уступавших швейцарским или американским. «Путешествовать железной дорогой в России дешево и приятно: находящиеся на пути следования поездов первоклассные гостиницы и рестораны намного превосходят французские и немецкие; в вагонах-ресторанах подают роскошный обед и всего за один рубль. Ассортимент же станционных буфетов выше всяких похвал. Железнодорожные станции весьма живописны и, в своем роде представляют собой произведение искусства. Их отличают аккуратность, основательность, удобство. Они ничем не уступают лучшим сельским станциям в любом уголке Европы и Америки» – писали многие западноевропейские путешественники. Не укрылось от западных наблюдателей и стратегическое значение железнодорожного строительства: оно, по их мнению, позволило соединить огромную страну, «отдаленные владения» с «мозгом и нервным центром гигантской империи» . Первые пассажирские вагоны строились I, II, III классов, они отличались друг от друга внутренним оборудованием и отделкой. В первых вагонах не было необходимых удобств для пассажиров. Однако уже в 1850 г. Александровский завод построил два вагона усовершенствованной конструкции и с комфортными условиями для пассажиров. Поскольку пассажирских вагонов не хватало, их закупали в западноевропейских странах. Однако они оказались не рациональными для условий России, и в 1868-1884 гг. Потребовалось осуществить их переделку и создать отечественный тип пассажирского вагона. Такой тип характеризовался наличием сквозного прохода внутри кузова, устройством закрытых тамбуров по концам вагона, хорошей изоляцией кузова, окнами с двойными рамами. С 1863 года пассажирские вагоны стали оборудовать туалетами и умывальниками, а также печами сухого отопления. Ковровские мастерские впервые в мире (в 1866 г.) создали индивидуальное, а в 1877 г. Водяное отопление. Совершенствовались вентиляционные устройства. Фонари со свечами с 1877 г. Стали заменять газовым, а с 1887 г. – электрическим освещением. По распоряжению министра путей сообщения керосин и бензин был запрещен для освещения пассажирских вагонов из-за низкой температуры вспышки. Для освещения разрешалось использовать тяжелое минеральное масло[7]. В1906 г. Были построены двухэтажные пассажирские вагоны. Такие конструкции в последствии получили распространение в Германии…

Знаете ответ?

Есть интересный вопрос? Задайте его нашему сообществу, у нас наверняка найдется ответ!
Делитесь опытом и знаниями, зарабатывайте награды и репутацию, заводите новых интересных друзей!
Задавайте интересные вопросы, давайте качественные ответы и зарабатывайте деньги. Подробнее...