Гаутама стал, по буддистской терминологии, Буддой, то есть Пробужденным или Просветленным. Он достиг конечной цели — нирваны, состояния абсолютного мира и просветления, отрешенности от желаний и освобождения от страданий. Также он получил прозвище Ша кьяму ни ( «мудрец [из племени] шакья»), а сам себя он называл Татха гата ( «так [обретя просветление] пришедший»). Однако различные буддийские школы по-разному расценивают его личность. Некоторые считают его простым человеком, который нашел путь просветления для себя и научил ему своих последователей. Другие же рассматривают его как последнего из будд, который пришел в мир, чтобы проповедовать и возродить дха рму (пал. Дхамма) ,— учение или путь Будды. Есть и такие, кто считает его бодхисатвой, то есть тем, кто достиг просветления, но отложил уход в нирвану, чтобы помочь другим достичь просветления. Как бы то ни было, это событие — просветление — является ключевым понятием всех направлений буддизма. Ниже приводятся переводы из Джа таки, палийского канонического текста, повествующего о жизни Будды. Вот рассказ о том, как мать Будды, царица Махама йя, зачала его во сне: Четыре Локапалы-Махараджи, стражи мира, подняли ее ложе, понесли к Гималайским горам и опустили… Тогда приблизились к Майе их жены и отнесли ее к озеру Анотаттва, омыли ее, дабы очистить ее от всех человеческих недостатков… Неподалеку от того места находился Серебряный Холм, на нем же был золотой павильон: в нем-то и устроили они небесное ложе, изголовьем к востоку, и положили Майю на него. И тогда будущий Будда… принял облик превосходного белого слона… Взобравшись на Северный Холм… трижды поклонившись ложу матери, [он] нежно постучал в ее правый бок и как будто вошел в ее чрево. Так произошло зачатие… на исходе праздника Середины Лета. Когда царица рассказала свой сон мужу, царь призвал 64 главных индийских священника, накормил их, одел и попросил истолковать сон. Их ответ был таков: