Русская церковь была носителем национально — православной идеологии, которая сыграла важную роль в образованиимогущественной Руси. Чтобы построить независимое государство и ввестиинородцев в ограду христианской церкви, для этого русскому обществудолжно было укрепить свои нравственные силы. Этому посвятил свою жизньСергий. Он строит троичный храм, видя в нем призыв к единству землиРусской, во имя высшей реальности. В религиозной оболочке своеобразнуюформу протеста представляли еретические течения. На церковном соборе 1490 году еретики были прокляты и отлучены от церкви. Они связывали своиидеи с задачами централизации. Еретики выступают против церковногоземлевладения, существования сословия церковнослужителей и монашества. Тесный союз церкви с государством — такова главная цель, поставленнаяиосифлянами. Воззрения «не стяжателей» были во всем противоположнывзглядам Иосифа. Они требовали строгого разделения церкви и государства, их взаимной независимости. Таким образом, историки уделяет большоевнимание развитию религиозной идеологии, в рамках которой формируетсятеория «Москва — Третий Рим», которая обеспечивала компромисс царскойвласти и церкви, указывая на то, что развитие этой теории шло в условияхострой идейной борьбы внутри самой церкви между иосифлянами и нестяжателями. Последнее наиболее активно использовали эту концепцию дляупрочения материального и политического могущества церкви. В первых же годах своего правления Иван Калита далМоскве нравственное значение переводом кафедры митрополита из Владимира вМоскву. Еще в 1299 году киевский митрополит Максим уехал из Киева воВладимир на Клязьме. Митрополит должен был из Владимира время от временипосещать южнорусские епархии. В эти поездки он останавливался наперепутье в Москве. Преемником митрополита Максима стал Петр (1308). Завязалась тесная дружба митрополита Петра с ИваномКалитой. Вместе они заложили каменный собор Успения в Москве. Бывая вМоскве митрополит Петр жил в своем епархиальном городке на старинномдворе князя Юрия Долгорукого, откуда потом перешел на то место, гдевскоре был заложен Успенский собор. В этом городке он и умер в 1326 г. Преемник Петра Феогност уже не хотел жить во Владимире и поселился нановом митрополичьем подворье в Москве.