Восстание Болотникова (1606—1607 гг.) Начало восстания Летом 1606 г. На Северской Украине началось одно из самых крупныхкрестьянских восстаний феодальной Руси. Главной силой восстания былизакрепощенные крестьяне и холопы. Вместе с ними против феодального хнетаподнялись казаки, посадские люди и стрельцы пограничных (украинных) городов. Восстаниене случайно началось на юго-западе Русского юсударства. Здесь в большомчисле скопились беглые крестьяне и холопы, искали убежища уцелевшиеучастники восстания Хлопка. Население этою района, в частности населениеобширной и многолюдной Комарицкой волости, расположенной невдалеке отграницы, уже выступало против Годунова и поддержало Лжедмитрия I. БорисГодунов ответил на это полным разорением волости. В такой обстановкелегко могло возникнуть новое восстание. Выдающуюся роль в восстанииБолотникова сыграли крестьяне Комарицкой волости, ставшей одним изосновных центров движения. Активно участвовало в нем и посадскоенаселение. Вместе с русским крестьянством противфеодальных порядков выступили и трудящиеся массы многонациональногонаселения Среднего Поволжья — марийцы, мордва, чуваши, татары. ИванИсаевич Болотников был военным холопом князя Телятевского, что помоглоему приобрести профессиональные навыки и знание военного дела. Вмолодости Болотников бежал от Телятевского в степь к казакам. Он былзахвачен в Диком Поле татарами, которые продали его в рабство в Турцию, где Болотников стал невольником на галере. Из невольничества он былосвобожден во время поражения турок в морском бою и привезен в Венецию. Отсюда через Германию и Польшу он вернулся на родину. Летом 1606 г. Онпоявился на «московском рубеже» в тот момент, когда на Северской Украинебыстро нарастало народное движение, вождем которого он стал. Сохранившиеся показания современников рисуют Болотникова мужественным, энергичным вождем, человеком, способным пожертвовать за народное делосвоей жизнью, талантливым полководцем. Цели восставших Главной задачейвосстания являлось уничтожение крепостнических отношений, ликвидацияфеодальной эксплуатации и гнета. В этом заключался смысл тех призывов, скоторыми Болотников обращался в своих «листах» (прокламациях) к «боярским холопам» и бедноте Москвы и других городов. ПризывыБолотникова сводились к тому, чтобы восставшие горожане «побивалибояр… гостей и всех торговых людей», а крестьяне расправлялись бы сфеодалами в деревне, захватывали их земли и ликвидироваликрепостническую зависимость. Политическим лозунгом восстания Болотниковабыло провозглашение царем «царя Дмитрия». Вера в него была присуща нетолько рядовым участникам восстания, но и самому Болотникову, называвшему себя лишь «большим воеводой» «царя Дмитрия». Этот идеальный «царь Дмитрий» не имел ничего общего с польским ставленником ЛжедмитриемI. Лозунг «хорошего» царя представлял собой своеобразную крестьянскуюутопию.