Александр Македонский представляется человеком, который с наибольшей полнотойвоплотил в себе греческий идеал «хорошего и прекрасного» — мужественноговоина, овладевшего вершинами человеческой мысли. Непобедимый полководец, мудрый государственный деятель, мечтавший о слиянии всех народов в единуюсемью, Александр выступает в роли своего рода культурного героя. Другое дело, что возможности Александра выражались в уродливых формахзавоевательного похода, что, утверждая свою власть, он беспощаднорасправлялся со всеми возможными противниками, реальными или воображаемыми, аустановленное им «равенство» и «братство» народов было в действительностиравенством угнетаемых и обираемых подданных, высоко над которыми вознессяверховный властелин – земной бог и сын бога. Эта сторона деятельностиАлександра также не могла ускользнуть от внимания современников и потомков. Александр Македонский привлекает к себе внимание уже многих поколенийисториков древности. В книгах и статьях о нем можно найти и твердоустоявшиеся концепции, освященные именами крупных антиковедов. Много было испоров по общим и частным проблемам, и далеко не всегда из-за скудности инеясности источников удавалось прийти к надежным, твердо обоснованнымвыводам. По-разному относятся исследователи и к самому Александру: большинству свойственны восторженно-апологетические суждения, но не редкостьи отрицательное отношение. На оценку личности и деяний Александра оказываютсвое влияние и далекие от науки националистические соображения, и попыткипротивопоставить материалистическому пониманию исторического процесса взглядыГ. Карлейля и его последователей на роль «героев» в жизни человечества, а вряде случаев и монархические воззрения историков.