Монолог Катерины (Действие 2, явление 10) – одна из ключевых сцендрамы А. Н. Островского «Гроза». Правда, очень часто эта сцена остаетсяза рамками школьного изучения. Чаще анализируют сцену признанияКатерины, сцену ее смерти и т.д. и все-таки, думается, что именно такиемоменты, как монолог с ключом, должны привлекать внимание при анализепроизведений классики, поскольку именно сцены, приподнимающие завесутайны над поступками и психологией человека могут воздействовать нанаших юных читателей, возбуждая их интерес не столько к историческомуконтексту произведений, сколько к тому вечному, личностному, чтозаложено в каждом серьезном художественном творении. Преподавание литературы в школе не должно сводиться к выработкеготовых рецептов решения проблем, к формулированию набора готовых «правильных» ответов – это аксиома. Именно поэтому в каждомпроизведении, как мне кажется, учитель, прежде всего, должен увидетьвоспитательные возможности, и вслед за этим постараться предложитьучащимся такой вариант работы, при котором воспитательный момент будетреализован с наибольшим эффектом. Многим кажется, что изучение драмы А. Н. Островского «Гроза» –анахронизм: давно ушел в прошлое купеческий быт, нет и в поминеориентации на домостроевские порядки, можно в соответствии со своимипредставлениями трактовать понятие свободы. И все-таки всмотримсяпристальнее в один из лучших с точки зрения психологии монологовЖенщины, заглянем в ее мир, постараемся понять мотивы ее поступков, ибочеловеческая сущность не зависит ни от сословной принадлежности, ни отвремени пребывания в мире. Как часто в жизни мы сталкиваемся с досужими суждениями о том, чтоотношения в какой-то семье разрушены, а виной всему – новое увлечениежены или мужа. Ситуация в драме «Гроза» кажется узнаваемой, ноодновременно и интригующей, ибо разрушить узы брака в сложившейсяситуации невозможно, во-первых, потому что брак Катерины и Тихонаосвящен церковью, во-вторых, потому что и по законам светским Катеринане может думать об освобождении от брачных уз. ( «Куда ты уйдешь? Тымужняя жена» , – говорит Варвара, напоминая Катерине о законе). В то жевремя именно Варвара понимает, что Катерина не вольна в своих чувствах, что любовь, неожиданно нагрянувшая, страшащая саму Катерину, можетоказаться разрушительной силой, потому что это первое в жизни Катеринычувство. Именно Варвара, жалея Катерину, пытается объяснить ей причиныее страданий и дать совет, как лучше всего устроить жизнь: «Молоду тебя замуж-то отдали, погулять-то тебе в девках не пришлось: вот у тебя сердце-то и не уходилось еще». Постараемся предложить пятнадцати–шестнадцатилетним подросткамвдуматься в ситуацию, рассмотреть ее с точки зрения житейской: Катеринане по своей воле вышла замуж, не она выбирала себе суженого; выбиралиее, да и Тихон женился не по любви. Задумаемся вместе с нашимиучениками, насколько серьезным шагом должен быть выбор спутника жизни вусловиях сегодняшней нашей свободы, какой трагедией для самого человекаможет обернуться поспешное решение создать семью. Поразмышляем и отом, что человек, принимающий решения, берет на себя ответственность нетолько за самого себя, но и за тех, кто будет рядом. Слова Варвары о науке обмана не устраивают Катерину. Искренний ичистый человек, она реагирует однозначно: «Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого тебя не променяю! » И все-таки план, мгновенно созревший в голове Варвары, реализуется. Почему же вопреки собственным представлениям о жизни, собственным установкам Катерина идет на встречу с Борисом? Ответ на этот вопрос мы и находим в сцене с ключом.