Кучер Селифан и лакей Петрушка ("Мертвые души» Н. В. Гоголь) — это двоекрепостных слуг Павла Ивановича Чичикова, это дворовые, то естькрепостные, оторванные барином от земли и взятые в личное услужение. Чтобы они лучше ухаживали за барином, дворовым очень часто не позволялижениться (а женщинам выходить замуж). Жизнь их была очень тяжела. ХотяГоголь юмористически описывает процесс чтения крепостного слугиЧичикова, его «страсть к чтению», но все же факт распространенияграмотности среди крепостных важен уже сам по себе. Что Петрушка читалкниги, случайно попадавшие ему в руки, — опять реальное замечание: откуда же мог он брать книги по выбору, когда у него нет ни денег, нивозможности познакомиться, подружиться с тем, кто дал бы ему интереснуюдля него книгу. Но он читал, и это важная черта его образа. Вкомедии Н. В. Гоголя «Ревизор» нет шаблонных образов. Даже Осип не имеетничего общего с образом слуги-пройдохи, который так прочно закрепился врусской и мировой комедийной литературе, или слуги-резонера, всерьезвнушающего барину ту или иную моральную истину. Только такой слуга, какОсип, и мог быть у барина вроде Хлестакова. Человек со смекалкой, создоровым юмором, презрительно относящийся к своему барину, развращенныйпраздной, паразитической жизнью, он стал слугой-плутом потому, что живетсреди бесчестных людей, взяточников, мошенников и плутов. СловаОсипа о прелестях столичной жизни, по существу, дают представления оПетербурге, в которых десятки тысяч дворовых, ютящихся в жалких чуланахвельможных особняков, ведут подневольное, праздное, в сущности, горькое ипостылое существование. Типичным образом слуги Осипа является образслуги Захара в произведении И. А. Гончарова «Обломов». Но прежде, чемприступить к характеристике этого образа, рассмотрим суть самогоназвания произведения. Слово «обломовщина» служит ключом к разгадкемногих явлений русской жизни. Замечательна не только сама глубокаясодержательность этого слова — «обломовщина», но и то, как оно былопроизнесено: «ясно и твердо, без отчаяния и без ребяческих надежд, но и сполным сознанием истины." Обломовщина порождена порядком, узаконивающимправо помещика пользоваться трудом трехсот Захаров. В обломовщине «ключк разгадке» и той дикости, в которой живут триста Захаров, иэкономического упадка обломовского хозяйства, и политическогоконсерватизма помещичьего сословия. Пороги крепостничества были сведенывоедино, объяснены через одно понятие — обломовщина. Но «обломовщина» —социально-нравственное понятие.