Интерпретация стихотворения Ф. И. Тютчева «Море и утес» Это произведение Тютчева отличается от других его стихотворений, посвященных описанию природы. Обычно его образы легки и нежны, он описывает красоту, невинность, свежесть…, от его стихотворений все в душе расцветает… Но «Море и утес» — творение особенное. Оно наполнено яростью, негодованием, хаосом; в нем не солнечный день, не легкий ветерок и зеленеющая листва, неистовая буря, которая сравнивается с геенной огненной. Большое количество «свирепых» глаголов ( «свищет» , «ревет» , «взворотила» , «лезут с воем» , «клокочет» …) помогает нам увидеть и осознать свирепое безумие происходящего, перечень дополнений ( «с ревом» , «свистом» , «визгом» , «воем») нагнетает атмосферу безумия, катастрофичности происходящего. А строки: И пучину взворотила И поставила вверх дном убеждают, что перед нами действительно ад. Какая давящая атмосфера, а ведь прочитана уже половина стихотворения! Но вот перед нами, как спасение от этого хаоса и неразберихи, предстает утес, не подверженный смятению, бесстрашный и могучий. Он не имеет власти над волнами, но его непоколебимость заставляет их отступить. Кажется, что в этом стихотворении в образе водной стихии отражена стихия человеческих страстей: они также яростны и неугомонны, но отступают, не сумев сломить чьей-то могучей воли. Кажется, что эта буря происходит в душе лирического героя, и он смог устоять перед этим штормом страстей лишь благодаря какой-то идее, какому-то чувству «мирозданья современного», которому всегда был верен. Все стихотворение поделено на четыре части: в первой нам дано описание бури, ада; во второй части стихия встречает на своем пути препятствие и, как это ни странно, не обходит его, а пытается сломить; в третьей части она смиряется с поражением и отступает, а в четвертой – лирический герой воспевает те духовные ценности, которые помогли ему устоять, пытается их закалить, внушить самому себе мысль об их неприступности и неизменности: Стой же ты, утес могучий! Обожди лишь час, другой – Надоест волне гремучей Воевать с твоей пятой… Финал, очевидно, должен был успокоить нас, но в душе остался тяжелый осадок, углубленный большим количеством «воюющих» слов ( «потехой злою»; «с твоей пятою» , «и без вою, и без бою»), именно это впечатление о смущенном состоянии лирического героя заставляет нас задуматься и попытаться найти такую же вечную идею и неизменное могучее чувство, которое сможет спасти, поможет выстоять в неистовой буре страстей.