В ССР до 1989 в школьной программе по литературе о творчестве Пастернака и вообще о его существовании не было никаких упоминаний. (см. Цензура в ССР) Массовый советский телезритель впервые познакомился со стихами Пастернака в 1976 в фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром! » Стихотворение «Никого не будет в доме» (1931), преобразившееся в городской романс, за кадром проникновенно исполнено под гитару Сергеем Никитиным и сразу стало широко известным. Позднее Эльдар Рязанов включил отрывок из другого стихотворения Пастернака в фильм «Служебный роман», правда в фарсовом эпизоде — «Любить иных — тяжелый крест… » (1931). В 1970-х, 1980-х для цитирования Пастернака в популярном кино от режиссера требовалась известная смелость. В октябре 1984 по решению суда дача Пастернака в Переделкине была отобрана у родственников писателя и передана в государственную собственность.[61]Пастернак написал две прелюдии (ми-бемоль минор и соль-диез минор) и сонату (си минор) для фортепиано. В 1903 году при падении с лошади сломал ногу, и из-за неправильного срастания (легкая хромота, которую Пастернак скрывал, осталась на всю жизнь) был освобожден от воинской повинности[62]. В дальнейшем поэт уделял особое внимание этому эпизоду как пробудившему его творческие силы (он произошел 6 (19) августа, в праздник Преображения Господня — ср. Позднейшее стихотворение «Август»). Берг, Раиса Львовна вспоминала, как на одном из выступлений Пастернака спросили, кого он больше любит, — Толстого или Достоевского. Он затруднялся ответить, но в итоге получалось, что Достоевский ему ближе[63]. Вступительная статья к тому стихов Пастернака в Большой серии «Библиотеки поэта» (1965) стала последней легальной публикацией в ССР Андрея Синявского. Через два с половиной месяца после подписания книги в печать, 4 сентября 1965 г., он был арестован, и в выпущенном в конце года каталоге серии имя автора вступительной статьи уже не упоминается.