Начиная с седьмой главы поэмы «Мертвые души» чиновничествонаходится в центре внимания автора. Несмотря на отсутствие детально иподробно нарисованных образов, подобных героям-помещикам, картиначиновничьего быта в поэме Гоголя поражает своей широтой. Двумя-тремямастерскими штрихами писатель рисует замечательные портреты-миниатюры. Это и губернатор, вышивающий по тюлю, и прокурор с весьма чернымигустыми бровями, о котором нечего вспомнить после смерти, кроме этихгустых бровей, и низенький почтмейстер, остряк и философ, и многиедругие. Гоголь приводит в поэме своеобразную классификациючиновничества, деля представителей этого сословия на низших, тонких итолстых. Писатель дает саркастическую характеристику каждой из этихгрупп. Низшие – это, по гоголевскому определению, невзрачные писари исекретари, как правило, горькие пьяницы. Под «тонкими» авторподразумевает среднюю прослойку, а «толстые» – это губернская знать, которая крепко держится за свои места и ловко извлекает немалые доходыиз своего высокого положения. Гоголь неистощим в выбореудивительно точных и метких сравнений. Так, он уподобляет чиновниковэскадрону мух, которые налетают на лакомые куски рафинада. Губернскихчиновников характеризуют в поэме и их обычные занятия: игра в карты, попойки, обеды, ужины, сплетни. Гоголь пишет о том, что в обществе этихгосударственных служащих процветает «подлость, совершенно бескорыстная, чистая подлость». Их ссоры не заканчиваются дуэлью, потому что «все онибыли гражданские чиновники». У них другие методы и средства, с помощьюкоторых они пакостят друг другу, что бывает тяжелее любой дуэли. Гогольрисует это сословие как воров, взяточников, бездельников и мошенников, которые связаны друг с другом круговой порукой. Поэтому так неуютночувствуют себя чиновники, когда раскрылась афера Чичикова, ибо каждый изних вспомнил свои грехи. Если они будут пытаться задержать Чичикова заего мошенничество, то и он сможет обвинить их в нечестности. Возникаеткомическая ситуация, когда люди, облеченные властью, помогают аферисту вего незаконных махинациях и боятся его. Гоголь в поэмераздвигает рамки уездного города, вводя в нее «Повесть о капитанеКопейкине». В ней рассказывается уже не о местных злоупотреблениях, а опроизволе и беззаконии, которые творят высшие петербургские чиновники, то есть само правительство. Бросается в глаза контраст между неслыханнойроскошью Петербурга и жалким нищенским положением Копейкина, которыйпроливал кровь за отечество, лишился руки и ноги. Но, несмотря на увечьяи боевые заслуги, этот герой войны не имеет права даже на полагающуюсяему пенсию. Отчаявшийся инвалид пытается найти помощь в столице, но егопопытка разбивается о холодное равнодушие высокопоставленного сановника. Этот отвратительный образ бездушного петербургского вельможи завершаетхарактеристику мира чиновников. Все они, начиная с мелкого губернскогосекретаря и заканчивая представителем высшей административной власти, нечестные, корыстные, жестокие люди, безразличные к судьбам страны инарода.