Пейзажная лирика Пушкина богата и разнообразна. Она занимает важноеместо в творчестве поэта. Пушкин видел природу душой, наслаждался еевечной красотой и мудростью, черпал в ней вдохновение и силы. Он былодним из первых русских поэтов, кто открыл читателям красоту природы инаучил ею любоваться. В слиянии с природной мудростью Пушкин виделгармонию мира. Не случайно пейзажная лирика поэта проникнутафилософскими настроениями и размышлениями, можно проследить ее эволюциюна протяжении творческой деятельности Пушкина. В лицейский периодпоэт создал элегии «Осеннее утро» , «Певец» и другие, написанные в духесентиментализма. В ранней лирике Пушкин использовал пейзажные зарисовки вкачестве фона, на котором четче проступают разнообразные чувствалирического героя. По сравнению с поэтами предшествующих эпох, пейзажиПушкина выглядят новыми, свежими, полными жизни. В элегии «Деревня» пейзаж сельской местности дан, как идиллия, в первой и второйчастях стихотворения «везде следы довольства и труда». Вокруг царят мир, покой, тишина. Здесь картины природы создают резкий контраст ссодержанием третьей части, где автор обличает несправедливость правящихклассов. Стихотворения «К морю» , «Погасло дневное светило… » , «Редеет облаков могучая гряда» , «Узник» , «Птичка» , «Кто, волны, васостановил? … » относятся к романтизму. В стихотворении «Птичка» описан народный обычай выпускать на волю птиц из клеток на праздникБлаговещения. У Пушкина этот обряд связывается с мотивом свободы, освобождением из плена. Картина вечернего моря показана поэтом встихотворении «Погасло дневное светило». Наступающая тьма превращаетморе в «угрюмый океан». Мрачный пейзаж вызывает тоску в душе лирическогогероя, который полон грусти и думает только о сердечных ранах. Геройвнутренне стремится к «берегам печальной туманной родины» . Символомсвободы в романтическом стихотворении «Узник» служит образ молодогоорла. Поэт противопоставляет «темнице сырой», в которой находится узник, его воспоминания и мечты о море, горах, куда стремится его душа. Находясьв южной ссылке, Пушкин во многих своих стихотворениях рисует пышнуюприроду Крыма и Кавказа, описывает реальные пейзажи. Часто образыприроды даются как символы, отражающие внутреннее состояние героя. Романтические образы моря, ветра, бури, волн, стихии широко используютсяв пейзажной лирике Пушкина. Так, в стихотворении «К морю» поэтвоспевает «торжественную красу» моря, в которой он черпает вдохновение: Как я любил твои отзывы, Глухие звуки, бездны глас, И тишину в вечерний час, И своенравные порывы! Вреалистических пейзажах отражена тема родины. В стихотворении «Зимнееутро» мы видим изумительную по красоте картину русской зимы: Под голубыми небесамиВеликолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит, Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Поэтуказывает, что состояние природы влияет на настроение человека. Вечером, когда «вьюга злилась», подруга поэта «печальная сидела», ноизменилась погода, выглянуло солнце, и мир преобразился. Кшедеврам пушкинской лирики относится стихотворение «Осень». Поэт пишет освоем любимом времени года. Для кого-то это «унылая пора», а дляПушкина – «очей очарованье! ». Он любит «пышное природы увяданье, / Вбагрец и в золото одетые леса… ». Именно осенью поэт чувствовал приливдушевных сил, стихи сами просились на бумагу. Природа подталкивалаПушкина и к философским раздумьям и выводам. Вечно живую природу онпротивопоставлял краткой, полной горестей человеческой жизни. Нопреодоление смерти поэт связывал только с природой, дающей мудрость икрасоту