После прочтения текста повести можно провести беседу, наталкивая учащихся на размышления об отношении к войне, о поведении человека на войне, о трусости, о геройстве. Учащиеся уже знакомы с личностью писателя, с ее биографией на основных уроках, что также имеет познавательное и нравственное значение. На уроке внеклассного чтения учащимся можно рассказать о том, что эта повесть написана незадолго до смерти, обратить внимание на поразительную достоверность изображенного, буквально во всем, что касается исторических личностей и событий. Но кроме исторической правды есть еще и правда человеческая, она всегда личностная, но она важна не меньше, ибо в конечном итоге все события в истории происходят по воле, интересам, желаниям отдельных людей, и что же как не чаяния людей, должны быть объектом внимания всех нас. И от этой правды Толстой не отступал никогда. Нужно обратить внимание учащихся на то, что писатель не принимает ни ту, ни другую сторону, он на стороне простых участников конфликта и чеченцев, и русских. Далее переходим к тому каковы были цели войны? Как смотрели на войну ее непосредственные участники? Считают ли солдаты цели ее справедливыми, понимают ли они их? Учащиеся должны легко ответить на этот вопрос. Тогда кому нужна эта война? Почему Толстой много внимания уделяет руководителям этой войны? Здесь можно привести примеры параллельных иллюстраций из текста, чтобы увидеть, где как властелины они сопоставимы, а где противопоставлены как частные люди. Привести примеры жестокости, деспотичности, например, наказание студента медико-хирургической академии. В каком еще произведении Толстого встречается подобная сцена? ( “После бала”). Можно зачитать небольшую главу, с описанием набега на аул. Жестокие расправы Шамиля с теми, кто не проповедовал газават. Эти главы очень важны в идейном отношении. И они прямо связаны со злым, бесчеловечным началом царского деспотизма. Каждый из этих деятелей олицетворяют и возглавляют борющиеся между собой военно-государственные системы. А какое место в повести занимает Хаджи-Мурат? Как Толстой относится к своему герою? Можем ли мы назвать его жертвой этой вражды? Далее можно было бы перейти к теме войны в наше время. Что учащиеся знают о недавней войне в Чечне? Каково отношение учащихся к войне вообще?