Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии «Недоросль» , — проблема воспитания просвещенных передовых людей. Дворянин, будущийгражданин страны, который должен творить дела на благо отечества, срождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства исамодостаточности. В лице грубого неуча Митрофанушки писательпоказал «несчастные следствия дурного воспитания». Митрофанушка испорченне тем воспитанием, которое ему дают, полным отсутствием воспитания ипагубным материнским примером. Первой учительницей и воспитательницейМитрофанушки была старая нянька Еремеевна, которая за свой труд получает «по пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день». Нянька большезаботилась о животе воспитанника, а не о его голове. К Митрофану ходяттри учителя, которые вот уже несколько лет безуспешно пытаются вбить вголову «робенка» хоть какие-то зачатки знаний. Учителя Митрофана — отставной сержант Цыфиркин занимается с ним арифметикой (Арихметике учитего… один отставной сержант, Цыфиркин»), семинарист Кутейкин – грамотой ( «Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин»), а немецВральман осуществляет общее руководство, якобы обучая хозяйского сынка «всем наукам» ( «По-французски и всем наукам обучает его немец АдамАдамыч Вральман»). Вральман, как бывший кучер Стародума, что выясняется вконце пьесы, не имеет никакого представления о науках, но он немец, апотому невежественные хозяева доверяют ему. К тому же им нравитсяпозиция Вральмана: «не отягощать дитятю» ( «Он ребенка не неволит»). Немцу платят гораздо больше ( «Этому по триста рубликов в год), чемЦыфиркину и Кутейкину, его кормят ( «Сажаем за стол с собою… За столомстакан вина») и одевают в доме ( «Белье его наши бабы моют»). Двухрусских учителей ни во что не ставят, Митрофанушка занимается с большойнеохотой, безнаказанно оскорбляет их, прерывает занятия и ничего непонимает, хотя «учится» уже несколько лет ( «Уж года четыре как учится»). Создавая образы учителей Митрофана, Фонвизин, скорее всего, стремился показать, что вряд ли учителя, подобные Кутейкину, который самне закончил семинарию, или Вральману, бывшему кучеру, смогут научитьчему-нибудь толковому молодого человека. Из них один Цыфиркин вызываетсимпатию своей честностью, прямотой и добросовестностью. Он отказываетсябрать деньги, которые не заслужил, т.к. ничему не смог научитьдубиноголового Митрофана. Драматург считает, что только вправильном воспитании находится источник спасения от грозящего обществузла. История воспитания Митрофанушки объясняет, откуда берутся Скотининыи что следует изменить, чтобы они более не появлялись: уничтожитьрабство и преодолеть путем нравственного воспитания пороки человеческойнатуры. Митрофан никого не любит, он зол, невежествен и к томуже агрессивен. Митрофанушка – лентяй, привыкший бить баклуши да лазитьна голубятню. Митрофан не только невежда и «матушкин сынок». Он хитер, знает как польстить матери. Стародум посмеивается над Митрофаном, понимая, что невежество – еще не самая большая беда. Гораздо опасенеебессердечие. «Невежда без души – зверь». Жизнь и воспитание сразуотобрали у Митрофана цель и смысл жизни. И учителя не смогут помочь (этолишь дань моде со стороны госпожи Простаковой); у Митрофана и невозникало иных желаний, кроме как поесть, побегать на голубятне дажениться. В своей пьесе Фонвизин говорит читателям, что вначаленадо воспитать добродетель, позаботиться о душе, а уж потом – об уме. Если не воспитать должным образом ребенка, не научить его правильнымязыком выражать разумные мысли, он навсегда останется «больнымнеисцельно», невеждой и безнравственным существом.