Пугачев в «Капитанской дочке"похож на героя казацких песен ибылин. Он появляется сначала какнекая загадочная фигура, а затемразрастается и заполняет собой всепространство повествования. Непонятный человек ведеттаинственные разговоры с хозяиномпостоялого двора, больше похожего наразбойничий приют. Он — то либеглый каторжник, то ли пропойца ("заложил тулуп у целовальника», тоесть за водку). Но «огненные глаза» , притягивающие внимание, выдаютчеловека незаурядного. В пророческомсне Гринева читатель уже получаетнамек на сложность и силу образа (зверство, хитрость и неожиданнаяласковость и широта души — обо всемэтом мы узнаем после). Пугачев жесток, безжалостен, когда велит казнить защитниковкрепости, зарубить жену коменданта. Но он помнит добро и ценитискренность, правдивость и верностьчести. Именно это подкупает его вГриневе. Он не мстителен, единственный раз нахмурился, узнав, что Гринев обманул его. С истинноцарской, сказочной широтой души онговорит: «Казнить так казнить, миловать так миловать». И отпускаетГринева с невестой, дает пропуск вовсе подвластные ему области. Пугачев, однако, лукав и умен, он знает своих людей и часто"работает на публику», как бы играяроль царя, как его представляют себепростые люди. Наивная пышностьтитулов, которые он раздает своимприближенным — это и расчет, ирадостная игра во власть. ПередГриневым он не притворяется, почтиоткрыто говорит, что он самозванец, сравнивая себя с ГришкойОтрепьевым. Пугачев Пушкина — отчаянныйчеловек, который не променяет тримесяца царского пира на тридцать летрайской похлебки. Он и былинныйгерой, и песенный разбойник, и царь-избавитель для забитого народа. Русская история полна легенд о"подлинном царе», о царе, спасшемсяот смерти, настоящем, «правильном"царе, который придет в урочный час. Пугачев назвался таким царем, нолюди не пошли бы за ним, если бы онне вел себя, как настоящийповелитель и избавитель.