Образ Чацкого «Горе от ума» Грибоедова — произведение удивительное во всех отношениях. Автор детально изобразил всех персонажей, но образ Чацкого стал его бессмертным творением. Чацкий — чужой среди своих. Именно поэтому он становится в глазах общества, в котором вырос, сумасшедшим. Заграничные либеральные идеи начисто вытеснили из него предрассудки московского общества. Он оказался абсолютно одиноким среди своих соотечественников. Чацкий — участник двух сюжетных линий, двух конфликтов. Во-первых, это любовный треугольник (Чацкий — Софья — Молчалин). Во-вторых, это противостояние Чацкого и фамусовского общества. Грибоедов писал, что в пьесе «двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека». Но ум Чацкого в фамусовском обществе не просто бесполезен, он является бесспорным недостатком. «Да этакий ли ум семейство осчастливит? " — говорит Софья о Чацком. Чацкий один смотрит на московскую жизнь здраво. Все герои комедии довольны своим положением, а Чацкий может его критиковать. Тем самым он разрушает основу существования фамусовского общества. Главный герой высмеивает любовь Софьи к Молчалину. Поэтому-то у нее и срывается с языка фраза: «Он не в своем уме! ". И пусть Софья сказала это случайно, она рада, что собеседник понял ее в прямом, а не в переносном смысле: Готов он верить! А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить. Угодно ль на себя примерить? Прототипом Чацкого стал декабрист Чаадаев. Явное созвучие в фамилиях еще раз подчеркивает замысел автора: показать вольнолюбивого, целеустремленного и способного возродить Россию, утонувшую в лести и предрассудках, человека. Чацкий всеми силами пытается открыть глаза фамусовскому обществу и убеждениями, и высмениванием. Но стена между такими как Чацкий и Фамусов не поддается разрушению, поэтому не понятно: Чацкий ли отвергает общество или общество Чацкого? Все зависит от личной точки зрения. Фамусовское общество считает себя абсолютным победителем, а Чацкий удаляется не с торжеством, не с видом побежденного, а с видом человека, который разочаровался в самом дорогом: Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок… Бегу, не оглянусь. Пойду искать по свету, Где оскорбленному есть чувству уголок… И Чацкий действительно должен был бежать, потому что такая жизнь как у Фамусова и его знакомых губительно, паразитически действует на сознание человека. Чацкий осознал, что в такой атмосфере можно задохнуться: Вы правы: из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет. Чацкий стал предшественником романтических героев: ищущих свободу, отвергнутых (или отвергающих?) общество. И как ни различны Печорин у Лермонтова и князь Андрей у Л. Толстого — они все так же, как и Чацкий страдают от нехватки правды и невозможности найти свободную истину.