Жюльен Сорель — представитель поколения 20-х годов XIX века. Емуприсущи черты романтического героя: стремление к независимости, яркаяиндивидуальность, желание изменить свою судьбу. Одаренный умственнымиспособностями, он еще мальчиком почувствовал необходимость вырваться из этогосреды. Однако во время Реставрации сделать это не так просто: собственныхдостоинств для этого недостаточно. Прошли времена Империи, когда храбрость иопределенные знания могли сделать из солдата генерала. Во времена Реставрациинеобходимо благородное происхождение, чтобы офицерский чин. И еслиневозможна карьера военная, то возможна церковная. Церковь играетведущую роль, и епископ, даже если он плебейского происхождения, весит больше чем любой аристократический лентяй. Так возникает в Жульенамысль стать священником, сделать церковную карьеру и таким образом завоеватьсебе положение в высшем свете. Жизнь ставит его перед выбором: жить позаконами родителей или «пробить» себе дорогу к высшей власти, но обречьсвою душу на гибель. И он делает свой выбор. Чужим чувствует себя юноша в семье мэра Вернера господина де Реналь, ненавидя неискренность людей из окружения мэра, состояние которых попадаетим в руки из-за хищения средств, выделила казна несчастнымподкидышей. Он наблюдает духовное убожество провинциальной аристократии, которая руководствуется только корыстными замыслами и постоянно боится революции иподвохов буржуазии, которая тоже изображается темными красками: полное моральноерастление, вызванное самыми принципами накопления, мещанский образмыслей (победа Вально над Реналем). Совесть Жюльена стала нашептыватьему: «Вот оно — это грязное богатство, которого и ты можешь достичь инаслаждаться им, но только в этой компании». Для Жульена пробитьсвой путь означало прежде вырваться из Вернера, он не любил свою родину. Ему ненавистна даже мысль, что придется всю жизнь жить вэтом грязном группе людей, которые не остановятся ни перед какими преступлениями. Он чувствовал себя очень одиноким. Желая показать свою начитанность, знания, умение мыслить, Жульенприходит к безансонского семинарии. Но и здесь его ожидаетразочарование: духовные круги Безансона далеки от чисто религиозныхинтересов и проблем. В романе действуют священнослужители всех рангов, начиная от скромного сельского кюре и заканчивая епископом. Вцерковной среде господствует идеологическое расслоение. Как ранее герой невидел единства среди мирян, так не видит ее теперь и среди духовенства иприходит к выводу: «Вот теперь я попал в жизни, и таким оно будет дляменя до конца». Не ценят талант, ум, честность, порядочностьпростолюдина в доме маркиза де Ла-Моля, не даст маркиз согласиябракосочетания своей дочери с плебеем, хотя совсем недавно считал его своимсыном. В сознании же Матильды де Ла-Моль ярче, чем в сознаниидругих аристократов, господствует мнение о революции и возможность ееповторения. Она не подвержена пассивно наблюдать события и сложить головубез сопротивления. Ее раздражает беспомощность молодых людей, которые ее окружают, поэтомуона увлекается секретарем своего отца, видя в нем возможногодеятеля революции, будущего Мирабо или Дантона. Вступая с ним всвязь, она считает, что он спасет ее и ее семью в случае революции отгильотины, хотя духовные черты Жюльена соответствуют и его духовномусостоянию. Это единственный человек в доме де Ла-Моля, которая разглядела богатыйвнутренний мир и глубокую силу духа этого юноши. Из-за выстрела в церкви в любимую госпожи де Реналь, Жульен попадает втюрьмы. И только здесь, дожидаясь казни, юноша понимает, что его попыткаразрушить социальные и нравственные границы между аристократами и плебеями неосуществилась. Не пришлось Жульен доказать «сильным мира сего», чтотакие, как он, заслуживают лучшую судьбу. Задача романа заключается не только в том, чтобы изобразить лицемерие какединственно возможный путь для достижения цели. Жульен не достигает своей цели. И, главное, в конце жизни он уже не руководствуется ни честолюбием, нилицемерием. Когда он ближе узнал людей, увидел низистьокружающей среды, он усомнился в ценностях того, к чему такстремился с самой ранней юности и долгое время его бредом, этоперестало привлекать Жульена. История этого «прозрения» и составляетосновную тему романа, и в этом заключается огромная обличительная сила произведения. Но расставшись со своими юношескими иллюзиями, поняв убожество своихпрежних идеалов, Жульен Сорель потерял всякий интерес для дальнейшегосуществования. Окончательно он прозревает от своего честолюбивого головокружениеуже после того, как сделал свой роковой выстрел. Только он понимаеттщетность и бессмысленность своих прежних стремлений, понимает, что ему ненужно то, чего он так долго добивался. Счастье с госпожа де Ренальоказывается невозможным. Его речь в суде является итогом его жизненногоразвития. Превратив свою проповедь обвинительный акт назад. Превратив свою проповедь обвинительный акт томобществу, посылает его на гильотину, он заранееотказался от возможности смягчения приговора, от возможности спасения, ибо жизнь стало для него ненужным. Однако физическое поражение является одновременно моральной победой Cреля надотсталым, консервативным существованием общества. Акт правосудия не взялгору, месть касты аристократов не состоялась — Жульен умер мужественно идостойно.