Герой повести «Пиковая дама» в эпилоге оказывается в больнице: «Германн сошел с ума, он сидит в Обуховской больнице в 17 номере, не отвечает ни на какие вопросы и бормочет необыкновенно скоро: «3,7, туз,3,7, дама … ». В 1830 годы карты и мистика — вера в потусторонний мир, в чудесное и таинственное — поработили умы столичных дворян. Это увлечение имело под собой идеологическую почву. Время николаевского правления, искоренение свободной мысли, гонения и доносы, атмосфера предательства и лжи, создавали особую бездуховную атмосферу жизни. Карты стали отдушиной и имитацией жизни: в карточном мире бушевали свои страсти, ежедневно шла битва не на жизнь, а на смерть, шло испытание воли, мужества, чести. Мир карточных страстей подчинял человека. У А. С. Пушкина была идеалистическая концепция об особой роли русской аристократии в общественной жизни. Но надежды на русскую аристократию не оправдались. Именно в «Пиковой даме» он рассчитывается со своими иллюзиями конца 1820- годов, когда возлагал надежды на родовое дворянство и клеймил новоявленных аристократов, порожденных петровским и послепетровским царствованиями. Пушкин создает родословную древнего рода Томских, проследив этот род на протяжении почти столетия, показывает судьбу 3-х поколений графского рода. Бабушка-графиня с мужем жили праздно, не обременяя себя ничем. У них было четверо сыновей: «все четыре — отчаянные игроки». Один из них — отец молодого офицера- участника событий, действие которого происходит в 1830 году. Главное занятие внука — карточная игра. История Томских — это деградация старинного дворянского рода. Это символ упадка, бессилия дворянства, они прожигают жизнь, сидя за карточным столом. Мир, окружающий Германна многозначен. Балы и карты до утра, но нам открывается второй лик столицы, враждебно настроенный по отношению к человеку. Германн — основной образ-символ повести. Он — человек заурядный: молодой инженер, без роду без племени — сын обрусевшего немца. Жил аскетично, мечтал утроить или даже усемерить оставленный ему отцом скромный капитал. Единственное удовольствие — наблюдать за азартной игрой. Его философия лишена значительности, ей чужда поэзия. Смысл и содержание тайной жизни Германна раскрыты исторически и социально точно — он был в душе игрок. Он может сдерживать себя, потому что умеет выжидать. Им руководят азарт и расчет одновременно. Игрокам свойственен авантюризм. Тайная жизнь игрока Германа развивается и существует в двух планах — в реальном и обобщенном. В первом случае раскрывается погоня Германна за подвернувшимся ему случаем — узнать тайну 3-х карт и быстро увеличить свой капитал. В образе Германна, его поступках, его игре и раскрываются нам тайные пружины буржуазного века. Пушкин угадал характерную особенность сознания человека того общества, где все определяют деньги: он, этот человек, игрок. Вся жизнь, построенная на конкуренции, на борьбе одного человека с другим за счастье и свой капитал, есть поединок, есть игра, в которой кто-то выигрывает, кто-то обязательно проигрывает и гибнет. Идеалы Германна, его погоня за призрачной тайной безумны, т.е. лишены смысла, это безумие, безрассудство. Можно вспомнить особенности характера Германна. (Три верные карты — расчет, умеренность, трудолюбие. По национальности — немец, по профессии- инженер, душа — Мефистофель, профиль — Наполеон. Три злодейства, страсти-сильные, воображение — огненное). Мир, развративший Германна, убивший в нем личность, так же безумен. Три последние карты, которые повторяет Герман, утверждает фатальную неизбежность поражения после первых удач. Вместо туза обязательно выйдет дама, игрок в решающий момент «обдернется», как «обдернулся» Герман, как «обдернулся» Наполеон в момент своей самой азартной ставки. «Наполеон-это символ эры индивидуализма, самоутверждения, это- гений века, рождающий безумие Германна». Очень сложный вопрос, поэтому в 1 страничку не уложился. Думаю, что Вы выберете для сочинения нужный Вам материал.