Например: Марк Твен «Приключения Тома Сойера» Сегодня он не пошел в школу: будет лодырничать до самого вечера, и мой долг наказать его, и я выполню мой долг — заставлю его завтра работать. Спустить ему на этот раз я не вправе. Вопросы воспитания детей глубоко волновали Чехова. Бесполезность нотаций и «туманных разглагольствований» раскрыта писателем в рассказе «Дома». Семилетний Сережа уличен в курении. Его отец-прокурор пытается логическими доводами убедить мальчика, что курить вредно. Однако он терпит фиаско: сын не воспринимает его речей. По просьбе Сережи отец импровизирует для него незатейливую сказку на сон грядущий. Заканчивает ее он «смешно и наивно» , «от курения царевич заболел чахоткой и умер». Эффект сказки превосходит все ожидания. Мальчик обещает отцу: «Не буду больше курить». Случай этот помог прокурору, а вместе с ним и нам, читателям, многое понять. «Мораль и истина должны подноситься» детям «не в сыром виде, а с примесями… ». У ребенка в голове «свой мирок, и он по-своему знает, что важно и не важно. Чтобы овладеть его вниманием и сознанием, недостаточно подтасовываться под его язык, но нужно также уметь и мыслить на его манер… » В книге «Война и мир» очень хорошо описаны методы воспитания князя Болконского по отношению к его дочери Марии. Он говорил, что есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и что есть только две добродетели: деятельность и ум. Он сам занимался воспитанием своей дочери и, чтобы развивать в ней обе главные добродетели, до двадцати лет давал ей уроки алгебры и геометрии и распределял всю ее жизнь в беспрерывных занятиях. С людьми, окружавшими его, от дочери до слуг, князь был резок и неизменно-требователен, и потому, не быв жестоким, он возбуждал к себе страх и почтительность, каких не легко мог бы добиться самый жестокий человек.