Проблема нравственного закона и нравственной свободы является одной из ведущих в русской и мировой литературе. Иными словами ее можно сформулировать, на мой взгляд, как проблему чувства и долга. Известно, что она была характерна еще для классицистической трагедии, в которой герой, вынужденный выбирать долг, непременно погибает, сраженный роковой дилеммой. Однако эта же проблема становится основной и в реалистической драме А. Н. Островского «Гроза». Все основные персонажи этого произведения стоят перед труднейшим выбором – закон или свобода? В первую очередь, это относится к главной героине «Грозы» — Катерине Кабановой. Живя в семье мужа, эта молодая женщина чувствует себя несчастной. Я думаю, героиня всей душой стремилась полюбить Тихона Кабанова, как-то наладить с ним жизнь. Но это ей не удавалось. Муж Катерины всегда и во всем подчинялся своей матери — Марфе Игнатьевне Кабановой. Да и как ей было не подчиниться – Кабаниха держала в страхе не только своих родных, но и весь город. Свой выбор между законом и свободой совершают герои «Грозы», в частности, Варвара Кабанова. Эта девушка – полная противоположность Катерины. Ее также не устраивают те правила, по которым приходится жить в доме матери. Однако Варвара давно сделал свой выбор – в пользу чувства, вернее, своего желания. Поэтому она совершает то, что хочет – гуляет с Кудряшом, не ночует дома. Но, и это очень важно, дочь Кабанихи искусно скрывает свои действия. Она прекрасно понимает, что в лицемерном калиновском обществе главное не то, что есть на самом деле, а та видимость, которая создается. И Варвара, с «доброй руки» своей матери, которая проповедует ту же философию, научилась врать и лицемерить, делая то, что ей хочется. Выбор «долг или чувство» стал трагическим для Тихона Кабанова. В силу своей слабой натуры, страха перед матерью, инертности этот герой выбирает «сыновний долг», несмотря на то, что его сердце говорит совсем о другом. Именно потому, что Тихон боится свою мать, он позволяет ей обижать Катерину, наговаривать на нее, унижать. Герой сам чувствует неправильность своего поведения, «неправильность» всего уклада жизни в их семье и в городе, но не может осмелиться даже подумать об этом. И лишь потеряв жену, ослепленный горем, Тихон бросает обвинения в лицо матери как главной представительнице патриархального купеческого общества, его лицемерных устоев. Выбор в пользу долга делает и Борис Григорьевич, предавший любовь к Катерине из-за наследства, которое он должен получить от Дикого. Думаю, предает свою жизнь и сама Кабаниха, делающая выбор в пользу долга — общественного мнения, законов патриархального общества. Таким образом, мы видим, что практически все герои драмы Островского «Гроза» стоят перед выбором: нравственный закон или нравственная свобода, долг или чувство. И практически все они, совершая этот выбор, лицемерят: для людей они выбирают «закон» (то есть живут по традиционным законам патриархального общества), для себя же – «свободу» (истинные желания, которые искусно скрывают). Исключением, на мой взгляд, становятся лишь два героя. Во-первых, это Дикой, который никого и ничего не боится, потому что имеет неограниченную власть. И это Катерина Кабанова, которая, единственная из всех, серьезно подошла к своему выбору, сознательно сделала его и приняла всю полноту ответственности за принятое решение.