Трагические события семейной жизни отбирали у Льва Николаевича в последние годы жизни не только здоровье и силы, но и время для писательской работы. В итоге ряд его идейно глубочайших и актуальнейших публицистических сочинений, звучащих теперь как сбывшиеся пророчества и завещания и 20 веку, и нам, не были завершены им при жизни и своевременно опубликованы. Но безумие, выливающееся в газеты (как в наши дни — на ТВ и в интернет) — лишь отражение того безумия, которое прежде зарождается в головах, а посредством СМИ — только размазывается по умам, поражая, как заразительная болезнь, все новые жертвы. Общие черты безумия, как отмечает Толстой — эгоизм и насилие, обращаемые и на себя, и на других, фундамент же — отсутствие веры, религиозного смысла жизни и отрицание их. Наблюдая прогрессирующее заболевание у своей жены, Толстой в 1910 году всерьез заинтересовался темой безумия, посетил несколько лечебниц для сумасшедших, прочитал специальную литературу. Вывод его был тот, что безумие не исчерпывается признанными клиническими формами расстройств. В широком смысле, в смысле душевного расстройства, оно — массово, и проявляется не только самоубийствами, но и различнейшими идеями, ведущими людей и к самоубийствам, и к другим насилиям: войне, революции. Это и идеи правительственных людей о внешнем устроительства жизни, реформах, «модернизационных» преобразованях над миллионами людей (примеры есть и в давней истории страны, времен Толстого, и не в столь отдаленной: Александр II, Столыпин, Сталин, Ельцин, Путин…), усилении военной мощи государства, гонке вооружений, казнях и наказаниях для противников власти, и пр. Это и идеи разных «оппозиций» правительству, включая революционную, желающих творить то же насилие, но ради воплощения своих видений и прожектов… О СОЦИАЛИЗМЕ~~~~~~~~~~~~~~~О частном случае безумия как неизбежного итога торжества безбожного сознания: идеях революционного социалистического переустройства общества, включающего в себя истребление или подавление «классовых врагов» трудящихся и устроительства жизни на заранее просчитанных «теоретиками», справедливых, началах. Прозвучавшее в этой статье пророчество Толстого о безумии и бессмысленности попыток насилием бороться с насилием и насилием же пытаться водворить счастье и справедливость в общественной жизни не было услышано. И причина не только в том, что эта статья, как и статья «О безумии» были впервые напечатаны только в 1937 г. (в «закрытом», для специалистов, Юбилейном собрании сочинений), когда было уже слишком поздно… Нет! Главная причина в том, что Толстого НЕ ХОТЕЛИ слышать все те, кто верил в насилие как панацею, как метод решения общественных проблем: и монархисты, и патриоты-националисты, и революционеры-социалисты. Особо примечательно, что, даже умывшись кровью в 20 веке за эту свою принципиальную «глухоту», заплатив непомерную цену за так и не осуществленный социалистический прожект (который и не мог осуществиться насилием власти, без Бога и личного совершенствования каждого), современная Россия по-прежнему едва ли слышит Толстого. Звучащее в конце статьи завещание Толстого «молодежи 20 века» прочитано и осмыслено только через столетие, молодежью уже века 21-го, в лице лучших ее представителей, принявших на свои плечи итог безумия современников Толстого: все те же нерешенные социальные вопросы, неравенство, эксплуатацию, насилие, безверие (при внешнем церковном обрядоверии) и озлобление в массах… Не наступать бы только нам на те же грабли… но, похоже, — наступим: то ложное и лживое, сочиненное о Толстом, за что его принято было хвалить дежурными фразами в ССР (дескать, отринул с «православием» и Бога и, как «богоборец», проповедовал социализм, вел Россию к революции), стало, с крушением «советской» идеологии, основанием для такого же лживого «ниспровержения» и очернительства Толстого, поставления его рядом с «экстремистами» …