Культура народа является частью его истории. В понятие культура входит все, что отражает духовный облик народа, его взгляд на бытие и человеческие отношения. Еще до зарождения зачатков товарно-денежного империализма на Древней Руси, ее культурное развитие начало испытывать сильное амбивалентное воздействие, коллизию различных факторов: дипломатического давления Византии и влияния прочно укоренившегося многобожия и тотемизма (подобно североамериканским племенам индейцев) ,- этим объясняется его языческо-антисемитский характер. В связи с этим появляются новые веяния в различных областях культуры. Письменность и образование. В ходе раскопок обнаружены берестяные грамоты (также использовалась дубовая и липовая кора), датированные 10 веком, что говорит о наличии письменности у славян. Славянская грамота, т.е. алфавит был придуман братьями Кириллом и Мефодием – выходцами из Греции, являвшейся сильнейшей в экономическом развитии державой Европы. Образование обеспечивалось частными школами, открываемыми главным образом при монастырях и было дорогостоящим, поэтому грамотность в большей степени распространилась в боярской и княжеской среде. Свидетельством ее развития являются граффити. Известен факт, что, будучи отроком, Владимир Мономах на одной из стен Софийского собора в Новгороде оставил непристойную запись, в которой обвинял ненавистного ему попа в сношении с мужчинами. Также серьезные изменения претерпевает зодчество. Например, впервые появляется типовое строительство, когда для экономии времени несколько храмов возводились по одному проекту (Софийский собор в Новгороде, Киеве, Чернигове, Полоцке), что напоминает строительство жилых зданий в хрущевскую эпоху. В основном в храмовом зодчестве преобладает крестово-купольный стиль, заимствованный у Византии. В таком стиле выполнены Успенский, Георгиевский, Борисоглебский соборы, собор Селивестра Столонского во Владимире и т.д. интересным является факт участия в строительстве чернокожих рабов, захваченных во время похода Владимира I в Эфиопию в 1010 г, Нестор упомянул об этом в летописи: «… в лето 6518 г прииде холопы черные на Русь и трудилися без устали и отдыха во славу святого Володимира Равноопостальнаго… ». В XII в впервые появляются случаи вандализма, так на Северо-Востоке варяг Кристиан Викернес устроил пожар в одной из церквей. Таким образом, несмотря на трехсотлетнее отставание в культурно-историческом развитии от стран Западной и Центральной Европы, Русь нашла свой уникальный самобытный путь развития, положивший начало становлению феодальных отношений и зарождению древнерусской цивилизации.