Трудно найти подходящие слова, чтобы описать впечатления отготического собора. Они высоки и тянутся к небу бесконечными стрелами башен ибашенок, вимпергов, фиалов, заостренных арок. Но больше поражает не стольковысота, сколько богатство аспектов, открывающихся, когда обходишь кругомсобора. И вот человек который впервые увидел этот собор понимает чтоэто самое лучшая архитектура которую он когда либо видел в своей жизни. И вотон обходит его со всех сторон и видит что он очень высокий и длинный. И онпонимает, что потребуется не мало времени чтоб его обойти. И с каждой точкисобор смотрится по — новому. В отличие от романской церкви с ее четкими, легкообозримыми формами, готический собор необозрим, часто ассиметричен и даженеоднороден в своих частях: каждый из его фасадов со своим порталоминдивидуален. Стены не ощущаются, их как бы и нет. Арки, галереи, башни, какие- то площадки с аркадами, громадные окна, все дальше и дальше бесконечносложная, ажурная игра ажурных форм. И все это пространство обитаемо — собор ивнутри и снаружи населен массой скульптур. Они занимают не только порталы игалереи, но их можно найти также и на кровле, карнизах, под сводами капелл, навинтовых лестницах, возникают на водосточных трубах, на консолях. Словом, готический собор — это целый мир. Он и действительно вобрал в себя мирсредневекового города. Сплошные своды заменяются реберными перекрытиямисистемой несущих арок. Вся воздушность, вся сказочность готического строенияимеет рациональную основу: она вытекает из каркасной системы постройки. Галереииспользуются для установки статуй, а окна — для монументальной живописи изцветных стекол. Средневековые художники страстно любили чистые, яркие, звучныекраски. Это сказалось и в витражах, и в миниатюрах, и в раскраске скульптур. Эти соборы не снаружи, ни внутри не кажутся подавляющими. Они предстают скореекак воплощение деятельной жизни средневекового города. Они рассчитаны намноголюдье, чтобы вокруг кипела жизнь. Внутри собор просторен, трансепт почтисливается с продольным пространством. Стиль готики драматичен, но не мрачен ине уныл… Все изобразительное убранство готических соборов, включая статуи, рельефы, витражи и алтарную живопись, все это мыслилось как своеобразнаяэнциклопедия средневековых знаний — конечно подчиненных богословию. Причем вкаждом соборе прослеживалась своя тема.