Л ИРИКА Лермонтова составляет важнейшую часть его лит. Наследия. По характеру дарования Л. По преимуществу лирик с необычайно рано сформировавшимся и обостренным чувством личности; в центре его лирики художественно обобщенный образ, близкий самому поэту, что придает творчеству Л. Исключит. Целостность и единство (см. Лирический герой). Лирика Л. Обозначила послепушкинский этап в развитии рус. Поэзии (см. Русская литература 19 века), отразила важный сдвиг в обществ. Сознании передовой дворянской интеллигенции, к-рая не мирилась с отсутствием духовной и политич. Свободы, но после поражения восстания декабристов была лишена возможности открытой борьбы. Наследуя традиции гражд. Поэзии декабристов и А. С. Пушкина, лермонт. Лирика развивалась в русле рус. Романтич. Поэзии 30-х гг. И европ. Романтизма (см. Дж. Байрон). Признание безграничных прав личности и наряду с этим утрата веры в осуществимость обществ. Идеала в условиях социальной изоляции предопределили протестующий и трагич. Характер лермонт. Лирики. Сознание распавшейся связи времен порождало чувство историч. Несвоевременности, усугубляло свойственные Л. Вселенский масштаб отрицания, вражду со «светом», с толпой и самим богом, создавшим мир, где попирается добро и справедливость. Противопоставление романтич. Личности «целому миру» выливается не только в «тяжбу с богом» и мятежный протест, но также в остро переживаемое ощущение собств. Избранничества: герой ранней лирики Л. — могуществ. Личность, убежденная в роковой предначертанности своей судьбы, способная единолично разрешить коренные вопросы нравств. И социального устроения мира. Высокий провиденциальный смысл личной, гражд. И поэтич. Миссии — один из постоянных мотивов юношеской лирики. Лирика раннего Л. (1828—32) обладает ярко выраженными особенностями, отличающими ее от зрелой. В соответствии с умонастроением поэта излюбленным жанром его ранней лирики становится монолог-исповедь. К этой форме тяготеют жанры медитации, элегии, послания, романса, к-рые обнаруживают способность к трансформации и «вмещению» многообразных лирич. Переживаний (см. Жанры). Менее продуктивны в этот период сатира, аллегория, эпиграмма. Сатирич. И эпиграмматич. Наследие Л. Невелико; почти отказавшись от сатиры как жанра, Л. Широко использует сатирич. Элемент в составе иных жанров. Аллегории же типа стих. «Жалобы турка» совершенно исчезают из лирики Л., но с аллегориями философско-медитативного плана ( «Чаша жизни») генетически связаны многие пейзажно-символические стихотворения (от «Паруса» до «Листка»). Сосредоточенность на идее личности как субъекте лирич. Переживаний ( «Я сам собою жил доныне… ») обусловила прорыв Л. Из общеромантич. Круга эмоций к неповторимо индивидуальным (см. Сушковский цикл, Ивановский цикл). Первоначально лирич. «Я» у Л. Еще во многом условно