Гениальный драматург, талантливый поэт и выдающийся дипломат, один изобразованнейших людей своего времени, Александр Сергеевич Грибоедовсвоей комедией «Горе от ума» положил начало расцвету русскойреалистической драматургии. В 1824 г. Он закончил работу надпроизведением. «Горе от ума» дает общую картину русской жизни эпохипосле Отечественной войны 1812 года. В столкновении двух взглядов на мир– «века нынешнего» и «века минувшего», старого и нового – главнаясоциальная интрига пьесы.и. а. Гончаров писал, что в комедии «главная роль, конечно, — рольЧацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картинанравов». Образ Чацкого – это образ «нового» человека, смелого инепримиримого борца за дело, за идеи, за правду, это что-то свежее, врывающееся в жизнь, несущее перемены. Александр Андреевич – человек сволевым характером, выражающий передовые идеи своего времени. Он даетбеспощадную характеристику фамусовскому обществу, твердо хранившемутрадиции «века минувшего». Незаурядный, остроумный, он, бесспорно, возвышается над этим обществом. Столкновение Чацкого с Фамусовымобществом было неизбежно. Оно принимает постепенно все болееожесточенный характер, осложняется личной драмой Чацкого. Его взглядыпротив существующих устоев общества становятся все более резкими. Диалоги Фамусова и Чацкого – это борьба. В начале комедии онапроявляется еще не в острой форме. Фамусов выступает в роли воспитателяЧацкого. Сперва Фамусов благосклонен к Чацкому, он даже готов уступитьруку Софьи, но ставит при этом свои условия: Сказал бы я, во-первых: неблажи, Именьем, брат, не управляй оплошно, А, главное, поди-тка послужи. На что Чацкий бросает: Служить бы рад, прислуживаться тошно. Смотрелибы, как делали отцы, Учились бы, на старших глядя! — поучает Фамусов. А вответ — монолог Чацкого «А судьи кто? ». Он гневно высказывается противидеалов фамусовского общества, против существующих в нем порядков. Всвоем монологе Чацкий выступает от имени нового поколения: Где, укажитеНам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы? … Вот уважатького должны мы на безлюдьи! Вот наши строгие ценители и судьи! Этистрастные речи Чацкого вызывают неподдельный страх Фамусова: Онвольность хочет проповедать! Духовные качества Чацкого выявляются вподборе слов, в построении фразы, интонациях, манере говорить. Речь этого литературного героя — это речьоратора, высокообразованного человека, прекрасно владеющего словом. Помере обострения его борьбы с фамусовским обществом, речь Чацкого всебольше окрашивается негодованием, едкой иронией. Во взглядах на общественные порядки, на воспитание и образование, гражданский долг и службу, национальную культуру, в поминании смысла ицели жизни Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Сплетни, клевета – основные орудия борьбы этого общества с такими людьми, какЧацкий. Меткое, свободное, пламенное слово – оружие Чацкого. Этосильное, поистине разящее оружие. Но старый мир еще силен. И ряды егосторонников многочисленны. Чацкий вынужден уехать из Москвы «искать по свету, где оскорбленномуесть чувству уголок». Однако бегство Чацкого нельзя воспринять как егопоражение. Гончаров сказал: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством сипы свежей. Онвечный обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу – «Один в поле невоин». Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовойвоин, застрельщик и – всегда жертва» . Спокойное и беспечное существование фамусовского общества кончилось: егоосудили, против него восстали, если новое поколение пока слабо в своейборьбе, то и старое бессильно остановить развитие просвещения ипередовых идей.