Род Шолоховых восходит к новгородскому крестьянину Степану Шолоху (конец XV века) и систематически прослеживается с середины XVII века до купца Михаила Шолохова, деда писателя, поселившегося на Дону, в станице Вешенской середине XIX века. О Шолохове написано очень много, но в советское время его фигура приукрашивалась, лакировалась, окружалась легендой. «Знаменитый писатель нашего времени тов. Шолохов», как назвал его Сталин в 1929 году после публикации первых книг «Тихого Дона», должен был соответствовать образу, быть «чистым как стеклышко». О реальных фактах биографии известно далеко не все, начиная с того, что год рождения писателя, по разным источникам, 1903 или 1905. Это и понятное слишком тревожное и непредсказуемое было время: Первая мировая война, революции, гражданская война, особенно острая на Дону, вынужденное принятие нэпа 1921 году после многочисленных крестьянских восстаний на Тамбовщине, в Сибири, годы военного коммунизма, раскулачивание, коллективизация, официально объявленная в 1929 году, голод, объявление усиления классовой борьбы, годы репрессий. Будущий писатель учился в гимназиях Москвы, Богучара, Вешенской. В годы гражданской войны семья часто оказывалась на линии фронта. Михаил в это время брался за любую работу: был заготовителем, продотрядником, учителем для (грамотных. В 1922 году отправился в Москву, чтобы продолжить учебу и занятье литературным творчеством. Поступить даже на рабфак для последующей учебы вузе Шолохову не удалось: он не имел рабочего стажа, не был комсомольцем, н имел рекомендательных характеристик. Пришлось работать каменщиком, грузчиком на вокзале, счетоводом. В Москве Шолохов знакомится с молодыми поэтами и прозаиками — А. Безыменским, А. Веселым, М. Светловым, А. Фадеевым и другими составлявшими литературную группу «Молодая гвардия». В «Журнале крестьянской молодежи» появляются первые рассказы Шолохова. В 1926 году — возвращение на родину, на Дон, где и провел писатель большую часть долгой жизни. Уже в «Донских рассказах», подготовивших «Тихий Дон», гражданская война изображена антиромантично, без прикрас, как классовая схватка. «Страницы рассказов густо окрашены кровью» (Ф. Г. Бирюков). Классовая ненависть сильнее родственных чувств, она не сдерживается общечеловеческой моралью: сын казнит родного отца, отец в схватке убивает собственного сына. Героизация гражданской войны заменяется натурализмом, Шолохов показывает, «как безобразно просто умирали люди» .