Правда, Калашников в отличие от богатырей не выступает в качестве защитника родной земли, однако и он умеет «постоять за правду». Сознание собственного достоинства, жажда справедливости, мужество, честность, прямота — таковы основные черты Калашникова. Кирибеевичу, поступками которого руководит эгоистическое чувство, Калашников противопоставлен как человек, действующий во имя долга и чести. Поэтому в сцене поединка, еще не вступив в бой с Кирибеевичем, он одерживает над своим противником моральную победу: обличающие слова Калашникова заставили «удалого» Кирибеевича побледнеть и замолчать ("На раскрытых устах слово замерло… "). Заключающая поэму картина «безымянной могилки», вызывающей чувство сострадания у «людей добрых», а гусляров вдохновляющей на песню, придает подвигу Калашникова, погибшего «за святую правду-матушку», народное значение. Драматическая идея «Песни про царя Ивана Васильевича… " нашла выражение в подлинно народной форме произведения. Лермонтов опирается здесь на жанр народной исторической песни. Но в использовании мотивов и оборотов устной народной поэзии Лермонтов чужд подражательности, прямого заимствования. Поэт творчески воссоздает стиль русской народной поэзии. Поэма дала право Белинскому высказать мысль «о кровном родстве духа поэта с народным духом». Но «Песня про царя Ивана Васильевича… " является не только поэмой в народном стиле. Это поэма историческая, и ей принадлежит место среди произведений художественно-исторических жанров русской литературы. Реалистический историзм «Песни про царя Ивана Васильевича… " заключается в том, что Лермонтов, воссоздав исторический колорит эпохи, показал характеры в их социальной обусловленности. В жестоком бою справедливость восторжествовала: обид чик пал от удара Калашникова ему в висок. Но царь Иван Ва сильевич потребовал ответа от удалого купца: «Отвечай мне по правде, по совести…