ЭНЕ Й, в античной (и прежде всего, в римской) мифологии один из главных защитников Трои, легендарный родоначальник римлян. Согласно «Илиаде» Гомера, избежал гибели в Троянской войне благодаря вмешательству богов, так как ему было предназначено продолжить династию троянских царей и возродить славу троянцев на другой земле. Эта версия легла в основу «Энеиды» Вергилия, которая является основным источником при изложении мифа об Энее. ЭНЕИДА — самое большое произведение Вергилия. Она, по словам биографов поэта, написана сильным, или высоким (греч. aJdrov"; лат. validus) стилем. Этот героический эпос состоит из 12 книг. Вергилий свое первое произведение посвятил пастухам, второе — земледельцам, а третье — войнам (Don. Suet. 57). Сначала он написал всю «Энеиду» прозой. Этот прозаический рассказ уже был разделен на 12 книг. Гекзаметрами поэт писал не подряд, а кое-что пропуская, слагая строки о том, на что в тот момент у него было вдохновение, потом возвращаясь к пропущенным местам (Don. Suet. 23—24). Вергилий умер не закончив и не издав «Энеиду». Во время болезни он хотел сжечь рукопись и просил ее не публиковать, но после смерти поэта Август приказал Варию и Туке издать «Энеиду» (Don. Suet. 39—41). На щите «Энея» Вулкан выковал «италийцев и римлян деянья» (VIII 626). Эней видит потомков сына Юла, волчицу, своим молоком кормящую основателей Рима близнецов Ромула и Рема, похищение сабинянок, царей и полководцев, обряды, процессии, заговор Катилины, битву при Акциуме и бесконечное множество завоеванных народов. Видимо, можно утверждать, что на щите Энея изображен космос, что это тоже imago mundi (образ мира), но этот образ совершенно другой, поскольку мир понимается как Рим, поскольку Urbs — orbs (Город — мир) [25, 336—376]. Обозревая всю римскую историю, изображенную на щите, Эней не понимает этих образов, он может их только предчувствовать, но он осознает свою ответственную миссию: И, хоть не ведает сам на щите отчеканенных судеб, Славу потомков своих и дела на плечо поднимает. (VIII 730—731). ИЗ КАРТИН НА ЩИТЕ ЭНЕЯ] (Перевод С. Соловьева) [Прославление императора Августа.] VIII, 675 Можно было узреть в середине обитые медью Флоты, актийскую брань {86} и как оружием Марса Весь закипает Левкат {87} и сверкают золотом волны. Италов движущий в бой здесь Август-Цезарь с ним рядом; И отцы {88}, и народ, и Пенаты родные {89}, и боги — 680 Все на высокой корме: его виски извергают Радостный пламень; звезда роковая над теменем блещет {90}. В месте другом при ветрах и богах благосклонных Агриппа {91} Гонит полки, у него, отличие гордое брани, Блещут короной виски морской, с золотыми носами {92}. 685 С ратью варварской здесь и оружием разным Антоний, Всех победитель племен Авроры {93} и красного брега {94}, Силы Востока везет, и Египет, и дальние Бактры {95}, И — о несчастье! — за ним супруга Египтянка {96} следом.