СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИАнализ человеческой деятельности мыначнем с утверждения настолько простого, что оно может показатьсячитателю тавтологией: человеческая деятельность невозможна без человека, который выступает в качестве ее основного структурного компонента, именуемого «субъект». Говоря философским языком, под субъектом мы будемпонимать активную, «инициирующую сторону» целенаправленной деятельности, носителя деятельностной способности, с которым связаны ее пусковые ирегулятивные механизмы, т.е. того, кто принимает решение о началедеятельности и контролирует ее ход. Человека, почувствовавшего голод, решившего пообедать и севшего за обеденный стол, мы считаем субъектом"процесса питания», поскольку именно он, а вовсе не съеденная имкотлета, инициирует этот процесс и регулирует его, определяя, что есть, где есть, сколько есть и т.д. из нашего определения субъектаследует утверждение, что в этой роли способен выступать только человек. Животные не могут считаться субъектами, даже тогда, когда их поведение"неприродно», например, при их выступлении на арене цирка: очевидно, чтоподлинным субъектом, инициирующим и контролирующим цирковое действие, является не животное, а дрессировщик. Прогресс науки и техникипривел к созданию таких технических устройств, которые способны работатьв автоматическом режиме, без непосредственного участия человека. Беспилотные космические аппараты типа «Фобос» или «Вояджер» изучаютпланеты Солнечной системы, сложнейшие станки с программным управлением"самостоятельно» в безлюдном цехе изготовляют автомобили, современныйкомпьютер обыгрывает в шахматы чемпиона мира и т.д. возникает вопрос: должны ли мы рассматривать подобные технические системы, способныеимитировать человеческую деятельность (справляясь с некоторымидействиями лучше самого человека), в качестве ее субъекта? Приведенноеопределение субъекта предполагает отрицательный ответ на этот вопрос. Роботизированные системы не могут рассматриваться как субъектыцеленаправленной адаптивно-адаптирующей деятельности, ибо не способныинициировать ее в соответствии с собственными потребностями ирегулировать в соответствии с собственными желаниями. Определенныеспособности кибернетических 297 устройств к саморегуляции"поведения» и к целесообразным адаптивным реакциям заложены винформационных программах, разработанных человеком, сами устройства неимеют собственных целей, служат целям и потребностям человека и лишь вфантастических романах обретают способность противопоставить своимсоздателям собственную волю. Таким образом, социальнаядеятельность невозможна без участия человека-субъекта, которое можетбыть как непосредственным, когда люди вкладывают в деятельностьсобственную физическую энергию, так и опосредствованным, когда онидоверяют определенные функции машинам. В отличие от субъектаобъект представляет собой пассивную, инициируемую сторону деятельности, то, на что направлена деятельная способность субъекта. Под такоеабстрактное определение объекта деятельности подпадают не толькосъеденная человеком котлета, но и вилка в руках едока, не толькосрубленное лесорубом дерево, но и использованный для этого топор. Инымисловами, не только «орудие», но и «предмет» труда, которые различаются вданном случае лишь как «опосредствующий» и «опосредствованный» объектыдеятельности. В качестве объектов могут выступать любые явленияокружающей нас действительности, в том числе и живые люди. Мы неимеем в виду, конечно, случаи «юридической квазиобъектности», известныенам из истории древних цивилизаций, когда рабы официально приравнивалиськ предметным средствам деятельности, рассматривались как «говорящие"орудия труда, что не мешало им в действительности быть субъектамипроизводства, а иногда и политической активности, направленной противрабовладельцев.