Понятие “цивилизация” первоначально появилось во французском языке в середине 18 в. В русле теории прогресса употреблялось только в единственном числе. В частности, просветители называли цивилизацией идеальное общество, основанное на разуме и справедливости. Кризис прогрессистских иллюзий просветителей, богатый этно–исторический материал, полученный в “эпоху путешествий” и обнаруживший огромное разнообразие нравов, и культур вне Европы, привели к тому, что в начале 19 в. Возникла “этнографическая концепция цивилизаций”, в основу которой было положено представление о том, что у каждого народа – своя цивилизация. В целом во второй половине 18 – начале 19 вв. Утвердилось три подхода к пониманию “цивилизации”: 1. Унитарный (цивилизация как идеал прогрессивного развития человечества как единого целого); 2. Стадиальный (цивилизация как этапы прогрессивного развития человечества как единого целого); 3. Локально – исторический (цивилизация как качественно различные уникальные этнические или исторические общественные образования). В это время Ф. Гизо, заложивший основы “этноисторической концепции цивилизаций”, предпринял также попытку разрешить противоречие между идеей прогресса единого рода человеческого и реалиями культурно – исторического многообразия народов. Он считал, что, с одной стороны, существуют локальные цивилизации, а, с другой, – над ними есть еще и Цивилизация как прогресс человеческого общества в целом. В основном большинство ученых занимающихся проблемами цивилизации, разделяют ее на два цивилизационных типа: Восточный и Западный. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕСТВА Цивилизационный подход нашел широкое применение в исследованиях по исторической и культурно-исторической типологии. При этом можно выделять три подхода в ин терпретации понятия “цивилизация”, локально–исторический, историко-стадиальный и всемирно-исторический. Среди сторонников локально-исторического подхода нет единства в вопросе о том, сколько было цивилизации и про шлом и сколько существует их в настоящее время.н. данилевский выделял (в хронологическом порядке) следующие цивилизации, или культурно–исторические типы: египетскую, ассирийско-вавилоно-финикийскую, индийскую, иранскую, еврейскую, греческую, римскую, ара вийскую, германо–романскую (европейскую) и славянскую.о. шпенглер рассматривал такие культурно-исторические миры: египетский, индийский, вавилонский, китайский, греко-римский (аполлоновский), майя и западноевропей ский (фаустовский). У А. Тойнби в предварительной классификации насчитывается ряд обществ одного вида, которые, как пишет историк, “принято называть цивилизациями”: египетское, андское, китайское, минойское, шумерское, майянское, си рийское, индское, хеттское, эллинское, православное хри стианское (в России), дальневосточное (в Корее и Японии), православное христианское (основное), дальневосточное (основное), иранское, арабское, индуистское, мексикан ское, юкатанское, вавилонское.