Каждое время порождает своего поэта. Во второй половине прошлого столетия не было более популярного, чем М. А. Некрасов. Он не только сочувствовал народу, но отождествлял себя с крестьянской Россией, потрясал сердца современников картинами рабства и бедности, нотами искреннего горького покаяния. В одном из своих выступлений Достоевский в речи о Пушкине говорил об «всемирной чувствительности» поэта, который умел ощущать чужое, как свое. То самое можно сказать и о М. А. Некрасове. Тем более, что муза его удивительно чувствительная на чужую радость и боль. Творчество Некрасова разнообразно по тематике. Но какой бы она не была, неизменно одно: во всех стихах ярко выражено моральное кредо поэта. В своих произведениях он ставит героя перед выбором, но не отворачивается в эту трудную для него минуту, а старается проникнуться его взглядом на жизнь. Некрасов не боится разрешить герою заглянуть в свой внутренний мир и дать оценку своих действий и поступков. Таким образом, явными оказываются уголки человеческой души, моральные принципы человека. Так, в стихе «Моральный человек» герой считает себя человеком с высокой моралью: *Живя согласно со строгой моралью,*Я никому не делал в жизни зла. Но его «высокая мораль» приносит глубокие страдания тем, кто находится рядом с ним: умершая жена, «изуродованная позором и печалью»; гибнет друг, который не смог вытерпеть долговой тюрьмы; утопился крестьянин после того, как он побили его; стала несчастная дочь, которую отдалили замуж за немилого. Этот стих состоит из четырех частей, и каждая заканчивается словами героя о том, что он — человек с «высокой моралью». Но в чем же мораль его, и чему герой назван «моральным человеком»? Оказывается, что мораль и нравственность его глубоко эгоистичны. Их проявления мы видим только там, где задевают интересы героя стиха. Но поступки его по отношению даже к близким аморальные. Поэтому название стиха воспринимается как ирония и сарказм. В сборнике 1856 года, в его четвертом разделе, Некрасов выступает с оригинальным циклом стихов о любви. Предшественники поэта отдавали предпочтение изображению этого чувства. У Некрасова «проза» и «поэзия» в любви объединяются. У него любовь — земное чувство. Поэтому отношения между любящими достаточно сложные: «Мы с тобой бессмысленные люди… » , «Я не люблю иронии твоей… » , «Так, наша жизнь текла безмятежно… ». Их духовный и моральный поиски являются продолжением личной драмы, которая, в свою очередь, перерастает в социальную, где проблемы нравственности возникают так же остро, как в любом другом аспекте человеческой жизни.*Это сердце не научишь любит,*Которое устало ненавидеть.