Само слово «личность», как многие другие психологические понятия, широко используются в повседневном общении. Когда хотятохарактеризовать какого-то человека, то часто говорят о нем то како личности, то как об индивиде, индивидуальности. В психологии этипонятия различаются. Индивид, индивидуальность – это конкретный чело-век, во всем своеобразии своих физических и физиологических, психоло-гических и социальных качеств и свойств. Но индивидуальностью, вообщеговоря, обладают не только люди. Каждый знает, как не похожи друг надруга домашние животные – собаки, кошки, коровы: у каждого не толькосвоя внешность, но и свой «нрав». Однако никто никогда не говорито личности лошади или даже очень сообразительной овчарки. Нет никакого сомнения в том, что все новорожденные младенцыпохожи друг на друга только на первый взгляд. Фактически каждый из них –уже индивидуальность… Но не личность! Человек становится личностью, а не рождается ею. Обязательно ли все становятся? Или только некоторые? Как говорит психолог А. Асмолов, «Человеком рождаются, личностьюстановятся, а индивидуальность отстаивают». Недаром же, наверное, можнослышать об одном: «Настоящая личность! », а о другом: «Нет, это неличность. Так, ни то ни се» . <… >В психологии понятие «личность» чаще всего используют в двухосновных значениях. Во-первых, личность – это любой человек, обладающийсознанием; по словам К. К. Платонова, «это конкретный человек или субъектпреобразования мира на основе его познания, переживания и отношенияк нему». Другие психологи подчеркивают, что личностью следует называтьчеловека, достигшего определенного уровня психического развития. Этотуровень <… > характеризуется тем, что в процессе самопознания человекначинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии «я». Такой уровень психического развития характеризуется также наличием у человекасобственных взглядов и отношений, собственных моральных требований иоценок, делающих его относительно устойчивым и независимым от чуждыхего собственным убеждениям воздействий среды. Необходимаяхарактеристика личности – ее активность. Человек на этом уровне развитияспособен сознательно воздействовать на окружающую действительность, изменять ее в своих целях, а также изменять в своих целях самого себя. (Я. Л. Коломинский) Задание: 1) Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагментытекста и озаглавьте каждый из них.2) Какие три понятия используются для характеристики человека? Почему, помнению автора, индивидуальностью обладают не только люди? 3) Какие два определения личности привел автор? Какую характеристикуличности он считает необходимой? 4) Используя факты общественной жизни и личного социального опыта, приведите три примера самосовершенствования, саморазвития человека.5) Какие элементы личности, по мнению автора, делают человека относительнонезависимым от чуждых его собственным убеждениям воздействий среды? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, личныйсоциальный опыт, объясните важность подобной независимости.6) Почему, по мнению автора, личностью не рождаются? Как обществоведыназывают процесс становления личности? Используя обществоведческиезнания, укажите любые три группы, организации, участвующие в этомпроцессе.
1) План текста: 1. Слово «личность» . (Вступление) 1,1. Личность, индивид, индивидуальность. 2. Понятие «личность» . 2,1. Что же такое личность? 2,2. Понятие — «я» . 2,3. Характеристика личности.2) Личность, индивид, индивидуальность. Индивидуальность (от лат. individuum — неделимое), неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа, человека. Но ведь не только люди уникальны, разнообразны. Есть и животные, они не менее сложны и имеют свой характер и линии поведения, что и характеризует слово индивидуальность.3) Цитирую: «В психологии понятие «личность» чаще всего используют в двухосновных значениях. Во-первых, личность – это любой человек, обладающийсознанием; по словам К. К. Платонова, «это конкретный человек или субъектпреобразования мира на основе его познания, переживания и отношенияк нему» ."; «Другие психологи подчеркивают, что личностью следует называтьчеловека, достигшего определенного уровня психического развития."4) Саморазвиваться можно по-разному, начиная с чтения книг, занятий йогой, или же записи на какие либо курсы. Саморазвитие — это есть ничто иное, как расширение своего кругозора. (Если мы говорим о мире внутреннем, конечно.) (Но также можно совершенствоваться и развиваться в физическом плане. Для этого можно ходить на танцы или в спортивную секцию).5) Собственные взгляды, отношения, моральные требования. Чтобы личность была независима — она обязательно должна быть сильной. Нужно уметь думать самому, предлагать свои идеи, вдохновлять людей, быть уверенным — это качества сильной личности. Естественно, их гораздо больше, но я перечислила основные, на мой взгляд. Быть независимым очень важно, ведь подражать кому-нибудь или чему-нибудь мешает развиваться, быть собой, а главное — быть личностью.6) Личностью не рождаются, а становятся. Почему? Люди не рождаются с какими-либо навыками и умениями, также они не рождаются с умением отстоять свою точку зрения, все это приобретается с опытом, получаемом при решении жизненных проблем. Дальше я не знаю. Надеюсь, что помогла Вам.