83

СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ. «В социальной системе непрерывно происходят процессы,…

28 марта 2021

СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ. «В социальной системе непрерывно происходят процессы, которые могут приводить как к возникновению новых элементов, так и к исчезновению ранее существовавших элементов и отношений. Речь идет о проблеме социальных изменений. Существуют две основные формы социальных изменений: эволюция и революция. Равновесной моделью социальных изменений является эволюция. Еще социолог Г. Спенсер определял эволюцию как постепенный процесс появления все более сложных социальных форм. Неравновесной моделью социальных изменений выступает революция. Социальная революция – это такой способ перехода к новому качеству, при котором социальная система оказывается в неустойчивом состоянии: происходит ее дестабилизация, нарушается баланс социальных сил… Социальный прогресс следует понимать как одну из форм развития общества, основанную на таких необратимых изменениях в нем, в результате которых осуществляется переход к более высокому уровню материального благосостояния и духовного развития личности. Прогресс как понятие можно применять как к системе в целом, так и к отдельным ее элементам. Отношение к результатам социального прогресса в науке далеко не однозначно. Часть ученых считают, что надежды на безграничный прогресс не оправдались, что социальные изменение более сложны и противоречивы, типы и темпы их различны. Возможно застойное, попятное развитее общества, движение по кругу. Однако понятие «прогресс» до сих пор используется при характеристике социальных изменений. Для определения уровня прогрессивности того или иного общества традиционно использовались два критерия: уровень производительности труда и степень свободы личности в обществе. Чем более прогрессивно общество, тем более высоки эти критерии. В современной социальной науке оба этих критерия подвергаются сомнению в связи с изменением характера труда (труд становится все более интеллектуальным, а значит, сложнее поддается количественному учету) и усложнением социального поведения человека (феномен «бегства от свободы», открытый Э. Фроммом). В научных дискуссиях о «цене прогресса» постепенно начинает выделяться и утверждаться третий критерий – уровень нравственности в обществе. По-видимому, этому критерию предстоит, развившись и оформившись, стать интегральным критерием, отражающим важнейшие тенденции изменения общественных отношений» . (А. Б. Безбородов, В. П. Филатов). ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ. 1. Назовите рассматриваемые авторами формы социальных изменений и приведите по одной любой характеристике каждой из них. 2. Объясните, почему отношение ученых к понятию «прогресс» неоднозначно. Приведите любые два объяснения, опираясь на текст. 3. Проиллюстрируйте примерами любые три упомянутых в тексте свойства социального прогресса. К каждому свойству приведите по одному примеру.4. Опираясь на содержание текста и знания курса, приведите три подтверждения того, что уровень нравственности является интегральным критерием прогресса.

категория: обществознание

51

1. Революция и эволюция. Революция – это такой способ перехода к новомукачеству, при котором социальная система оказывается в неустойчивом состоянии: происходит ее дестабилизация, нарушается баланс социальных сил… Равновесной моделью социальных изменений являетсяэволюция 2. Отношение к результатамсоциального прогресса в науке далеко не однозначно. Так как часть ученых считают, что надежды на безграничный прогресс не оправдались, что социальные изменение болеесложны и противоречивы, типы и темпы их различны. Возможно застойное, попятноеразвитее общества, движение по кругу. То другая часть ученых считает что благодаря прогрессу осуществляется переход к более высокому уровню материального благосостояния и духовного развития личности.3,1) переход к более высокому уровню развития (например, от аграрного к индустриальному обществу); 2) применим как ко всему обществу, так и к отдельным его элементам (например, активизация крестьян-предпринимателей в крепостнической России ХУШ в.); 3) противоречивость результатов (одним из результатов прорыва в области ядерной физики стало создание атомной бомбы); 4) неодинаковые темпы и типы изменений разных элементов системы (например, в России начала XX в. Экономика городов активно развивалась, происходила монополизация, а деревня оставалась полуфеодальной).4,1. Потому что разврат рождает детей с отклонениями, в т.ч. и умственными. Нация вырождается. 2. Потому что нежелание развиваться в духовном плане приводит к тому, что человек не может мыслить и делать изобретения. 3. Потому что непочтение к родителям и пренебрежение детьми ломает связь поколений, передачу жизненного опыта из прошлого в будущее, а на пустыре развитие и рост идет гораздо медленнее, чем на хорошей заботливо возделанной почве.

Знаете ответ?

Есть интересный вопрос? Задайте его нашему сообществу, у нас наверняка найдется ответ!
Делитесь опытом и знаниями, зарабатывайте награды и репутацию, заводите новых интересных друзей!
Задавайте интересные вопросы, давайте качественные ответы и зарабатывайте деньги. Подробнее...