Система хозяйства на рынке, основанная на рыночном механизме саморегулирования и управления экономической жизнью, признается экономистами наиболее эффективной фор мой организации экономики. Это объясняется особенностями самого рынка, который без вмешательства сторонних сил обеспе чивает: эффективное распределение ресурсов за счет применения наиболее эффективных технологий, лучших методов организа ции и управлении производством; экономическую свободу, как для производителей, так и потребителей (в других экономиче ских системах абсолютная свобода выбора невозможна). Также рынок обладает высокой степенью приспособляемости и адап тивностью к любым изменениям, как внешним, так и внутрен ним; может успешно функционировать при весьма ограниченной информации (основную информацию в рыночной системе несут цены); обеспечивает оптимальное использование достижений НТП (в условиях конкуренции производители, стремясь макси мизировать прибыль, идут на риск, связанный с нововведения- ми); способен удовлетворять самые разнообразные потребности, стимулируя улучшение качества продукции. Вместе с тем, как показывает практика, рынок как саморегу лирующаяся система не всегда справляется с рядом проблем, ре шение которых необходимо обществу. Речь идет о ситуациях, ко гда рыночный механизм, являющийся самонастраивающимся ме ханизмом, побуждает субъектов рыночных отношений принимать неоптимальные или нежелательные экономические решения. Причем эти решения — не результат ошибок отдельных рыноч ных субъектов, а результат функционирования самого рыночного механизма, и порождены они его природой. В экономической теории эти неудачи рынка обозначаются словом «failures» — «про валы» , «фиаско» , «несостоятельность» , «дефекты». Эти «провалы» рыночной системы и составляют объективные обстоятельства, обуславливающие необходимость государственного вмешательст ва в экономику. Среди основных «провалов» рынка можно упо мянуть: воспроизводство значительного неравенства в распреде лении доходов; ориентация в основном не на производство соци ально-необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги; неспособность устранять так называемые внешние эффекты, например рынок не решает экологические проблемы; общественные блага либо не производятся, либо про изводятся в недостаточном количестве (примеры общественных благ — национальная оборона, поддержание правопорядка, служ ба «скорой помощи», объекты общедоступной инфраструктуры); невозможность обеспечить полной занятости экономических ре сурсов, что проявляется, в первую очередь, в таком явлении, как безработица; подверженность нестабильному развитию с прису щими этому рецессионными и инфляционными явлениями; в рамках рыночной системы могут ослабнуть отношения конкурен ции (возникают олигополистические и монополистические рын ки); неспособность ставить и решать крупные общенациональные задачи, проблемы политического характера; некоторые необходи мые элементы функционирования экономики рынок сам создать не может (различные виды законодательства, выпуск денег и пр.). Итак, рыночная система не безупречна. В этой связи возни кает необходимость стороннего осуществления внешней кор рекции «провалов» рынка, т.е. того, что не в состоянии сделать изнутри рыночный механизм саморегулирования. Эти функции берет на себя государство. Кроме того, государство — инициа тор и проводник разного рода экономических преобразования и реформ в странах с транзитивной (переходной) экономикой. В этих странах государство осуществляет функции по созданию основ рынка.