38

Доклад"Язык как развивающие явление»

11 октября 2020

Доклад"Язык как развивающие явление»

категория: русский язык

67

Сейчас все будет… . Язык — развивающееся явление. Идея развития языка должна пронизывать весь учебный процесс: содержание нашего предмета дает для этого богатый материал во всех его частях. Способствует также этому изучение на уроках литературы художественных произведений разных эпох. Отдельные сведения о развитии языка включены в тему «Лексика": устаревшие и новые слова, заимствованные слова — и в тему «Общие сведения о языке», которая изучается на заключительном этапе. Идея развития русского языка проходит через тексты многих упражнений. В совокупности за все годы изучения русского языка учащиеся получат следующие сведения о языке как развивающемся явлении: со временем язык постепенно изменяется, сохраняя свою основу; изменяются все стороны языка, но более заметны разным поколениям изменения в лексике; причины изменений в языке; развитие русского языка в настоящее время. Программный материал каждого класса позволяет сообщить ученикам несложные сведения об изменениях, происходивших в языке в прошлом. Так, при изучении фонетики и графики в связи с буквами ъ и ь полезно сообщить, что некогда они обозначали гласные звуки неполного образования, которые в одних положениях совпали с гласными полного образования (сънъ — сон, дьнь — день), а в других — перестали употребляться (в конце слова: сънъ — сна, дънь — дня, так появились беглые гласные о и ë). Занимаясь морфемным составом слова, целесообразно показать изменения, происшедшие в структуре многих слов, которые стали нечленимыми: румяный, сугроб, салазки, шапка, щетка и др. Такие наблюдения полезно проводить при изучении числительных (две на десяте — двенадцать), наречий (в дребезги — вдребезги), служебных частей речи, междометий. При изучении лексики и фразеологии целесообразно показать изменение значений слов (глаз в значении «шарик» →" глаз в значении «орган зрения"), появление у слов новых значений (дворник — рабочий, поддерживающий чистоту во дворе дома, на улице → дворник — приспособление на ветровом стекле автомобиля для механической его очистки). Изучая морфологию, полезно объяснить утрату или появление тех или иных морфологических категорий, например изменение по родам глаголов в прошедшем времени и т.д.

Знаете ответ?

Есть интересный вопрос? Задайте его нашему сообществу, у нас наверняка найдется ответ!
Делитесь опытом и знаниями, зарабатывайте награды и репутацию, заводите новых интересных друзей!
Задавайте интересные вопросы, давайте качественные ответы и зарабатывайте деньги. Подробнее...