Мое понимание человека несколько отличается от православного понимания, определяющего человека как тело, душу и дух. Я определяю человека как гармоничную психическую сущность, как синтез его материального тела, души, духа и разума. Под материальным телом человека я понимаю не только то биологическое тело, которым мы располагаем и которое проецируется в нашей психике как желания и потребности. Я считаю, что у нас, в зависимости от той реальности (плотной, тонкой, огненной и пр.) в которой мы пребываем, могут быть разные материальные тела, не только биологическое, но и энергетическое, и информационное и пр. Но сущность наших материальных тел одна и та же — это проекция на психику желаний и потребностей материального тела, которые могут меняться в зависимости от того плотного, тонкого, огненного или другого мира, к котором мы обитаем. А тот мир, в который определяет нас высшая воля, засивит от наших кармических заслуг или прегрешений в прошлом. Грубо говоря, материальное тело человека — это не только его земное биологическое тело. При этом питаться наше материальное тело может не только растениями и животными, но и различными комбинациями цвета, и космической энергией, и энергией других существ. Сущностью материльного тела является инстинкт, в более высоких мирах он проявляется в более облагороженной форме. Материальное тело соответствует такому аспекту человека, как выживание, как деятельность, как работа, профессионализм. Теперь что касается души. Душа — это наше не материальное, метафизическое, чувственное тело. Это тело наших ощущений, эмоций и чувств. Это тело отношения, а не деятельности. Душа соответствует религиозному аспекту человека. Что касается духа, это тело силы, тело воли, наше энергетическое тело. Это наша физическая и психическая сила, управление, самоуправление, контроль и самоконтроль. Дух соответсвует йогическому аспекту человека. Разум — это не материальное тело, задачей которого является ориентировочная, аналитическая и творческая деятельность. Разум соответствует образовательному и научному (познавательному) аспекту человека. Таким образом, человек как целостное психическое существо соединяет в себе аспект деятельности (специализации, профессионализации) как материальное тело, аспект религии (отношения к окружающему миру) как душевное тело, аспект управления, самоуправления, контроля и самоконтроля, йогический аспект как духовное тело, и научно-образовательный аспект, аспект мировоззрения, творчества и познания, как тело разума. Таким образом, целостный человек не троичен, а четверичен, это синтез не трех, а четырех начал. Синтез профессии (материи), религии (души), йоги (духа) и науки (разума). Только такой человек гармоничен.