Изобразительно – выразительные возможности лексики и фразеологии. Цель Знать лексические и фразеологические единицы языка; владеть нормами словоупотребления; уметь пользоваться фразеологическими, толковыми, этимологическими словарями, словарями синонимов; находить и исправлять в тексте ошибки в употреблении фразеологизмов; уметь определять функционально – стилевую принадлежность слова. Ход работы 1. Что вы знаете о фразеологизмах? Фразеологизм – это свободно воспроизводимый в речи оборот, построенный по образцу сочинительных и подчинительных словосочетаний и обладающий целостным (или реже частично целостным) значением. Например: ни рыба, ни мясо; и так и сяк; водить за нос и т.д. 2) Какие слова необходимо исключить из синонимического ряда? А) Учитель, педагог, историк, преподаватель, математик — историк, математик. Б) Хирург, врач, лекарь, фельдшер, эскулап, терапевт — хирург, терапевт. В) Опять, снова, вновь, обратно – обратно. Г) Примерно, около, где-то, в районе, приблизительно – около, в районе. Д) Бежать, идти, лететь, мчаться, нестись, шагать — лететь. Е) Буря, снегопад, ураган – снегопад. 3) Подберите синонимы к словам: Огонь – пламя, пламень, костер, пожар; прекрасный – превосходный, отменный, отличный, великолепный, прелестный, неповторимый, очаровательный, красивый. 4) Распределите приведенные ниже синонимы в таблицу, учитывая их стилистическую окраску. Шествовать, идти, плестись; упрямиться, упираться, упорствовать; учить, штудировать, зубрить. Книжное нейтральное разговорное шествовать идти плестись упорствовать упрямиться упираться штудировать учить зубрить 5) Объясните значения фразеологизмов. Молоко на губах не обсохло – кто-либо еще молод и неопытен;