Технология эмалированияЭмаль – сочетание стихийТехнология эмалирования и уникальные особенности миниатюры на эмали. Эмаль – это особый стекловидный сплав, в состав шихты котороговходят окись кремния (наиважнейший стеклообразующий элемент) , пережженные олово и свинец в смеси с калиевыми, натриевыми и сернымисоединениями. Для получения того или иного цвета эмали в шихтудобавляются различные окислы металлов, придающих материалу тот или инойцвет. Оттенки синего тона получают при добавлении закиси-окисикобальта или сафры – пережженного кобальта. Различные оттенки розового, пурпурного, карминного, интенсивно-фиолетового достигаются введениемразличных соединений золота. Фиолетовые и вишневые образуются благодарясеребру, лиловые – окислам марганца, зеленые – хрома. Серые, черные истальные цвета обязаны своим появлением смеси окислов хрома, кобальта, меди (с XIX века – иридия). Окрашивание в белый и желтоватый тонпроисходит окислами олова, в красный цвет и коричневые оттенки, а такжесерые и желтоватые происходит при введении различного количества окислажелеза или закиси меди. В зависимости от температуры плавления этихприсадок краски бывают легкоплавкие и тугоплавкие (от 550 до 950 градусов С). Техник художественного эмалирования достаточномного. К ювелирным техникам относятся следующие приемы работы. Эмальвыемчатая (шамплеве) заполняет углубления в толще металла; перегородчатая (клуазоне) заполняется между перегородками, напаянными наметалл; по резьбе и гравировке (полупрозрачная и светящаяся как, например, в эмалях по гальошированному фону); по объемному рельефу (чеканному или литому); витражная эмаль (ажурная): перегородчатая безподложки, цветные ячейки которой напоминают цветное стекло витражей. Живописьпо эмали выполняется тонко растертыми цветными эмалями, которые наносятнепосредственно на металлическую подложку, на покрытие из фольги или наодноцветную эмалевую основу без металлических перегородок. Расплавляясь, эмаль образует плотное покрытие, напоминающее стекло. Живописьс использованием окислов металлов представляет собой отдельный видэмальерного искусства. Миниатюра на эмали – это форма живописи, приемыкоторой были разработаны в первой трети XVII века. Эмалевую миниатюру –маленькую картину – можно рассматривать совершенно обособленно от всехвидов ювелирной эмали. В то время как при изготовлении цветных эмалейкрасящие окислы металлов добавляют в шихту и сплавляют, то приминиатюрной живописи краски, состоящие из окислов металлов, тщательнорастирают и наносят на белую грунтованную эмаль, а потом обжигают. Используя обычную эмаль даже самого тонкого помола невозможно получитьсложное, нюансированное в цвете и графике изображение. Впротивоположность цветной эмали окислы металлов можно успешно смешивать иполучать как тончайшие переходы и оттенки цветов, так и чистые яркиетона.