Гамлет надеялся, что король и сам теперь сознается в совершенном преступлении. Он и сознается, но один на один, только в монологе с собой. Гамлет теряет благоприятный момент и дает возможность выиграть королю, который плетет против него новые сети зла. Гамлет умеет быть решительным — убивает же он Полония, думая, что это король; отправляет хладнокровно на смерть Гильденстерна и Розенкранца. Почему же Гамлет так долго не отваживается отомстить Клавдию, подвергнуть его наказанию? Не только об отплате за личную несправедливость или только мести за убитого отца думает Гамлет — душу его растравляют раздумья о необходимости битвы с мировым злом: *Свихнулось время… О доля злая моя! Гамлет берет на себя ответственность за мировое зло, хочет установить «связь времен», восстановить равновесие добра и злая. Но он бессилен перед миром неправды. Гамлет верит в силу правды, он завещает Горацио сказать о нем «повесть» людям. Значит, он сознает, что побороть зло дано еще ему, он может только проложить путь к «логову» зла. Пусть буду я жестоким — и не зверем, Пусть ранит острое слово — не кинжал,- так думает иногда Гамлет. Он — человек своей эпохи, которая несет в себе ее раздвоенность. С одной стороны, Гамлет понимает, что человек — венец всего живого, украшение природы; с другой — убеждается, что человек недалеко ушел от животных, он обычный «прах» , «глина». Гамлет убежден, что потустороннего мира не существует и в тот же время убеждается в противоположном: слова Привидения являются правдой. Гамлет может действовать и действует, но его раздирают совесть и сомнения, он готов к мести и бездействует; он не может решиться на одно убийство, а его поведение служит причиной гибели тех людей, которые не должны были бы быть наказаны. Вероятно, Гамлет «сам себя перехитрил»: слишком много говорит, раздумывает, делает все, кроме главного. Человек — это прекрасное, совершенное создание. Эти убеждения человека своей эпохи столкнулись со старым образом жизни, в котором все средства прекрасны для достижения своей цели, в котором действуют законы негуманные, жестокие, звериные. В борьбе с макиавелистами Гамлет погиб. Он похож на Дон Кихота, который тоже вышел на борьбу с целым миром. Такие герои гибнут… Гибнут физически. Но духовно живут вечно. Беспокоят мысли людей, побуждают их к поискам смысла жизни. Благодаря таким, как Гамлет, человек остается человеком, существом совершенным — «homo sapiens» находится в постоянном поиске истины, решая вопрос из вопросов: «Быть или не быть? » .