Пластов родился в крестьянской семье в селе Прислониха. Художник рисовал в основном сельские пейзажи, изображал мирный труд деревенских жителей. Цель его работ – показать естественную красоту мира. В 1931 году, когда А. А. Пластову было около сорока лет, его дом и мастерская в Прислонихе сгорели. Сгорели все его работы. Но художник не пал духом и нашел в себе силы для создания новых красивых произведений. Это был расцвет его творчества. В этот период и была написана картина «Первый снег». Художнику удалось передать ощущение радости от первого снега. Несмотря на то, что фон картины темный, мрачный, а серое низкое небо, сырые дома, береза с последними листочками навевают тоску, первый снег сразу все преображает. Сюжет картины незамысловат. Маленький мальчик собрался идти гулять, вышел на улицу и увидел первый снег, который хлопьями падал на землю. Малыш забежал обратно в дом и позвал сестру посмотреть на снегопад. Девочка выбежала на крыльцо дома в легком ситцевом платье, в валенках на босу ногу, накинув на плечи мамин платок. Она, широко раскрыв глаза, наблюдает за происходящим, как и ее брат. На лицах ребят улыбки. Брат с сестрой радуются первому снегу той радостью, которая свойственна только детям. А снег все падает и падает с неба, покрывая крыши домов, крыльцо деревенского дома, дорогу. Любопытная ворона, важно шагая, все же с некоторой опаской ступает по первому снегу. Она удивлена не менее ребят, возможно, ей впервые довелось увидеть снег. Эта картина вызывает у меня чувство радости, потому что снег – это так здорово! Сразу вспоминается детство, когда мы, будучи такими же малышами, радовались приходу зимы, а с ней и первому снегу, ловили ртом снежинки, лепили снеговиков. Да, это время ушло, но в нашей памяти оно останется навсегда, и картина «Первый снег» напомнит об этой чудесной поре еще не раз и не раз. Всегда приятно после пасмурной темной осени наслаждаться чистотой первого снега, который белым покрывалом мягко стелется по земле. 2. Зрелище первого снега, принесшего преображение земле, рождает светлые чувства. Еще вчера все было полно печальным запахом увядания, все залито печальным, мутным светом осени. А сегодня – все в белом праздничном наряде. Вдруг посветлело вокруг. Принарядились в белые шапки островерхие крыши. Скрылись под белым пологом груды подгнившей ботвы в палисаднике. Стих уныло завывавший вчера ветер. Будто успокоился, свершив свои дела, сорвав последний листок с березы, пригнав снежные тучи. Такая тишина, что, кажется, слышишь, как падают на землю крупные снежинки. Земля укрылась пуховым одеялом, готовясь к долгому зимнему сну. Светлое чувство покоя передается людям, рождая в душе волнение и радость. Вся картина – крылечко дома, белая, с обнаженной серебристой кроной береза в палисаднике, безлюдная, вся в белизне от падающего хлопьями снега деревенская улица – полна поэзии, наполнена свежим, ни с чем не сравнимым запахом первого снега. Чувства, рождаемые картиной Пластова, умножаются, так как к нам они приходят через чистоту и непосредственность детской души. Герои картины – девчушка в платке, накинутом на легкое ситцевое платье, да паренек, на всякий случай одевшийся по-зимнему: в пальто, валенки и ушанку. Ранним утром вышли они на крыльцо первыми встретить приход зимы. Им все внове, для них первый день зимы полон щедрых обещаний, неясных предчувствий больших радостей. И мы вместе с ними будто переселяемся в сказочное, волшебно-прекрасное, полное чудес царство – детство. Дети на картине Пластова – «проводники» в поэтический мир пластовстких образов. «Я во все картины правдами и неправдами ребятишек вписываю» ,- говорил художник. Видеть мир глазами ребенка – одно из неотъемлемых качеств подлинного искусства. Жизнь перед зрителями предстает в восприятии художника и в восприятии детей. Лиризм картине придают именно детские образы.